1.2 Теоретические основы социально-педагогической поддержки
Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные документы указывают на то, что все дети, включая детей с особенностями в развитии, имеют равные права на получение качественного образования и воспитания, а так же на полноценную жизнь в будущем (Конвенция ООН о правах ребенка, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и др.). Однако на практике многие права особенных детей ущемляются.
Работа с детьми группы риска должна строиться по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда должна предполагать два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные центры и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому решением данной проблемы необходимо заняться специалистам по социальной работе для оказания необходимой поддержки и помощи.
В связи с этим необходимо взаимодействие специалистов по оказании социальной помощи и поддержки детям группы риска. Оказание помощи детям разными учреждениями и специалистами всех уровней зачастую проводиться параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.
Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям и подросткам группа риска, испытывают большие затруднения в работе с неблагополучными семьями, в которых живут эти дети. Рекомендации к возможным действиям специалистов при решении проблем таких трудных детей и подростков, опираются на предположение, что семья является провоцирующим фактором их поведения и особенности развития.
Поэтому необходимо восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно государственное учреждение (интернат, приют, детский дом, кризисный центр и т.д.) не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, что бы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.
В начале XXI века все более актуальной становится проблема организации социально-педагогической поддержки детства, т.е. страхования рисков детства в системе образования. Однако на общегосударственном уровне социально-педагогическая поддержка пока еще не является системой страхования рисков. Очевидно, что положение, при котором на федеральном уровне отсутствует система страхования образовательных рисков детей, подростков и молодежи, в то время как сами дети группы риска в системе образования уже составили статистическую норму, не может считаться позитивным.
Необходимо формирование федеральной системы социально-педагогической поддержки детей группы риска, страхования образовательных рисков детей. Следует отметить, что данная система должна встраиваться в единое образовательное пространство Российской Федерации как одна из главных координат этого пространства.
Единое образовательное пространство Российской Федерации в аспекте страхования образовательных рисков детей подростков и молодежи (социально-педагогической поддержки детей группы риска) может быть охарактеризовано такими принципами, как:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- гуманистический характер образования;
- приоритет жизни и здоровья человека;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к уровням подготовки и особенностям индивидуального развития обучающихся и воспитанников;
- защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- обеспечение на всей территории Российской Федерации ряда существенных качеств общего образования: академическая мобильность обучающихся и право выбора ими образовательного учреждения;
- преемственность образовательных программ общего образования, обеспечивающая с одной стороны возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, а с другой, - доступность получения профессионального образования.
На уровне Российской Федерации решаются важнейшие политические, управленческие и, одновременно, научно-теоретические вопросы:
- являются ли риски в системе образования нормой, и, следовательно, объектом управления, или они не более чем помехи в развитии образования и подлежат устранению;
- должно ли общее образование ориентироваться на нормативы здорового ребенка конца XIX - первой половины XX века, или оно призвано учитывать реальности сегодняшнего дня;
- требуется ли системное внедрение в практику массовой школы методов коррекционно-реабилитационного образования и инновационных технологий социально-педагогической поддержки детства? [15]
В целом, ситуацию с социально-педагогической помощью и поддержкой, сложившуюся в российской системе образования в течение 90-х годов XX в., можно охарактеризовать как достаточно противоречивую. В результате ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, а также активной адаптационной деятельности многих учебных заведений всех ступеней образования наметились и развиваются позитивные тенденции в развитии социально-педагогической поддержки детей группы риска на региональном уровне.
Отдельные элементы обновления системы образования появились уже во второй половине 80-х годов XX в. При этом они были отмечены неравномерностью, малой управляемостью, которая усугубилась в процессе разрушения институтов плановой экономики в 1990-1992 гг.
В настоящее время наметились признаки выхода из кризиса.
Осуществляется перераспределение функций органов государственного управления системой образования на федеральном и региональном уровнях; происходит реальная регионализация подсистем социально-педагогической помощи и поддержки детей группы риска; закладываются основы государственно-общественного управления этими подсистемами, прежде всего на региональном уровне:
• сокращается функция прямого директивного администрирования со стороны органов управления;
• укрепляется автономия учреждений образования, как общеадаптивных, так и специализированных на различных формах социально-педагогической помощи (расходование внебюджетных средств, формирование учебных программ, выбор методов обучения);
• практически во всех регионах имеются преценденты реализации на практике права финансовой и хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, в том числе общеадаптивных и специализированных, создаются попечительские советы учебных заведений, профессиональные объединения, родительские ассоциации;
• структура образовательных услуг, предоставляемых адаптивными и специализированными на различных формах социально-педагогической помощи учреждениями, более гибко реагирует на объективные потребности, субъективные запросы учащихся и требования рынка труда.
В данной связи необходимо подчеркнуть, что проблема защиты детства в региональной системе образования многомерна и многоаспектна. В органах управления образованием происходит серьезное переосмысление накопленного опыта осуществления государственной образовательной политики в Российской Федерации и региональная корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых реалий. Ведь без глубокого и всестороннего анализа макросоциальных процессов вряд ли будет эффективной реализация долгосрочной стратегии образования, одной из важнейших сторон которой выступает социально-педагогическая защита детства.
В настоящее время в различных регионах осуществляется значительное продвижение в направлении организации социально-педагогической поддержки детства, детей «группы риска» как системы. Это особенно существенно, поскольку эффективной системы защиты детства на общегосударственном федеральном уровне пока нет.
Фактически в каждом отдельном регионе действует свой механизм социально-педагогической поддержки детей и подростков; реализуются вариативные модели. Такой механизм стихийно сложился из ранее существовавших форм профилактики детской и подростковой преступности, защиты материнства и детства, социального вспомоществования, с одной стороны, и ряда медицинских, психолого-педагогических, экономико-юридических элементов страхования рисков детства, подростничества и юности, возникших в новой, уже постсоветской образовательной сфере - с другой.
Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
Центральная идея большинства исследований заключается в том, что младшие школьники с особенностями развития воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода. Школьниками «группы риска» являются дети, чьи индивидуальные особенности предопределяют критическую ситуацию или неблагоприятные обстоятельства, которые обуславливают неполноценное воспитание и развитие.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 1.1 Специфика социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 1.2 Теоретические основы социально-педагогической поддержки
- 2. Технологии социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 2.1 Формы и методы социально-педагогической поддержки
- 2.2 Опыт социально-педагогической поддержки в г. Белгород
- Заявление о постановке на внутришкольный учет
- Заявление
- Заключение
- Библиографический список литературы