Формирование научного мировоззрения.
В процессе обучения и при взаимодействии с миром человек самостоятельно выбирает определенную мировоззренческую концепцию. Роль учителя состоит в оказании помощи при осуществлении этого выбора.
Мировоззрение является важнейшим компонентом структуры личности. Оно включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, а также систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, соответствующих определенному миропониманию.
В мировоззрении можно выделить естественно-научный, социальный, гуманитарный и гносеологический аспекты. Курс физики призван формировать фундамент естественно-научного и гносеологического аспектов мировоззрения. В соответствии с этим можно выделить несколько компонентов (направлений) формирования мировоззрения при обучении физике:
1) формирование системы обобщенных, имеющих философское звучание, знаний о природе и ее познания человеком. При диалектико-материалистическом подходе в фундамент мировоззрения включаются три группы философских обобщений: идеи материи и движения, их взаимосвязь, неуничтожимость, несотворимость, пространственно-временное существование; идеи всеобщей связи явлений, существование определенных законов диалектики, которым подчиняется движение материи; категория истины во всех ее аспектах, закономерности процесса познания.
2) формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса ее познания.
3) развитие диалектического мышления учащихся (единство и борьба противоположностей).
- Тема 1.Методика обучения физике как педагогическая наука. Цели и задачи обучения физике в средней школе.
- Методика обучения физике как педагогическая наука.
- Основные цели обучения физике.
- Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике.
- Формирование научного мировоззрения.
- Развитие мышления учащихся.
- Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике.
- Формирование у учащихся мотивов учения и познавательных интересов.