logo
обзорные лекции / Тема 1

Формирование научного мировоззрения.

В процессе обучения и при взаимодействии с миром человек самостоятельно выбирает определенную мировоззренческую концепцию. Роль учителя состоит в оказании помощи при осуществлении этого выбора.

Мировоззрение является важнейшим компонентом структуры личности. Оно включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, а также систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, соответствующих определенному миропониманию.

В мировоззрении можно выделить естественно-научный, социальный, гуманитарный и гносеологический аспекты. Курс физики призван формировать фундамент естественно-научного и гносеологического аспектов мировоззрения. В соответствии с этим можно выделить несколько компонентов (направлений) формирования мировоззрения при обучении физике:

1) формирование системы обобщенных, имеющих философское звучание, знаний о природе и ее познания человеком. При диалектико-материалистическом подходе в фундамент мировоззрения включаются три группы философских обобщений: идеи материи и движения, их взаимосвязь, неуничтожимость, несотворимость, пространственно-временное существование; идеи всеобщей связи явлений, существование определенных законов диалектики, которым подчиняется движение материи; категория истины во всех ее аспектах, закономерности процесса познания.

2) формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса ее познания.

3) развитие диалектического мышления учащихся (единство и борьба противоположностей).