50. Содержание образования
Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов. Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства). Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:
1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
3) последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.
- Шпаргалка по педагогике
- 1. Определение педагогики
- 2. Основные задачи педагогической науки
- 3. Определение воспитания
- 4. Определение обучения
- 5. Определение и виды образования
- 6. Система педагогических наук
- 7. Традиционно-педагогические методы
- 8. Виды педагогических экспериментов
- 9. Педагогическое тестирование
- 10. Методы изучения коллективных явлений
- 11. Количественные методы в педагогике
- 12. Процесс развития личности
- 13. Наследственность и среда в развитии человека
- 14. Влияние воспитания на развитие личности
- 15. Влияние деятельности на развитие личности
- 16. Диагностика развития
- 17. Виды возрастной периодизации
- 18. Понятие акселерации
- 19. Сущность закона неравномерности развития
- 20. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6—10 лет)
- 21. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет)
- 22. Особенности развития учеников старшего школьного возраста (15-18 лет)
- 23. Цели и задачи умственного воспитания в современной школе
- 24. Задачи физического воспитания
- 25. Определение трудового и политехнического воспитания
- 26. Задачи нравственного и эстетического воспитания
- 27. Сущность педагогической концепции прагматизма
- 28. Сущность неопозитивизма
- 29. Сущность экзистенциализма
- 30. Сущность неотомизма
- 31. Сущность бихевиоризма
- 32. Компоненты педагогического процесса
- 33. Этапы педагогического процесса
- 34. Компоненты педагогической системы
- 35. Направления и уровни педагогических инноваций
- 36. Основные требования гуманистичесхой педагогики
- 37. Основные формы и методы инновационной деятельности
- 38. Система способов оптимизации педагогической системы
- 39. Главная педагогическая функция
- 40. Профессиональные качества педагога
- 41. Формула профессионального потенциала педагога
- 42. Характеристика «идеального педагога»
- 43. Определение мастерства учителя
- 44. Педагогическая техника
- 45. Средства невербального педагогического общения
- 46. Аттестация учителей и измерение педагогического профессионализма
- 47. Шестизвенная модель аттестации
- 48. Признаки процесса обучения
- 49. Составляющие процесса обучения как системы
- 50. Содержание образования
- 51. Виды структур изложения содержания учебного процесса
- 52. Содержание учебного процесса
- 53. Проблемное обучение
- 54. Программированное и модульное обучение
- 55. Задачи факторного анализа в педагогике
- 56. Кривые обучения
- 57. Смысл экспериментально-опытного метода
- 58. Понятие мотивации и активности учения
- 59. Осуществление активизации учебной деятельности школьника
- 60. Влияние интереса на мотивацию человеческой деятельности
- 61. Теория потребностей а. Маслоу
- 62. Методы изучения мотивации
- 63. Тренинги мотивации достижений и «причинных схем»
- 64. Тренинги личной причинности и внутренней мотивации
- 65. Составляющие стратегии самомотивации
- 66. Стимулы учения
- 67. Стимулы для активизации состояния человека
- 68. Классификация закономерностей обучения
- 69. Виды закономерностей процесса обучения
- 70. Принцип наглядности
- 71. Принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности
- 72. Принцип доступности и принцип научности
- 73. Понятие системности мышления
- 74. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, принцип связи теории с практикой
- 75. Приемы и методы обучения, их классификация
- 76. Словесный метод обучения и метод объяснения
- 77. Сущность рассказа, лекции и беседы
- 78. Метод работы с учебником или книгой, применение упражнений
- 79. Сущность видеометода
- 80. Особенности практического метода
- 81. Применение познавательных игр и программное обучение
- 82. Обучающий контроль
- 83. Методы проверки и оценки знаний
- 84. Классификация организационных форм обучения и особенности классно-урочной формы
- 85. Сущность и классификация уроков
- 86. Проведение уроков
- 87. Пути повышения эффективности обучения
- 88. Виды нестандартных уроков
- 89. Диагностирование обученности, контроль и проверка знаний и умений
- 90. Понятие оценивания и оценки
- 91. Тестирование обученности, достижений, развития
- 92. Правила составления диагностического тестирования. Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль
- 93. Компоненты и диагностика обучаемости учащихся
- 94. Процесс воспитания и диагностика воспитанности.
- 95. Критерии воспитанности
- 96. Проблемная воспитывающая ситуация
- 97. Требования к современным принципам воспитания
- 98. Принципы связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип гуманизации воспитания
- 99. Правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию
- 100. Формы воспитания
- 101. Ученический коллектив
- 102. Личность как объект и субъект воспитательного процесса и ее взаимодействие с коллективом
- 103. Выбор методов и средств воспитания
- 104. Классификация методов воспитания
- 105. Сущность этического рассказа и сущность разъяснения
- 106. Смысл внушения, увещевания, этических бесед
- 107. Сущность метода примера, метода упражнений
- 108. Смысл метода требования, метода приучения
- 109. Определение поощрения, соревнования
- 110. Сущность метода наказания
- 111. Сущность субъективно-прагматического метода
- 112. Технология воспитания и главные факторы воспитания
- 113. Требования к осуществлению комплексного подхода
- 114. Структура и схема анализа воспитательных дел
- 115. Сущность эстетических и экологических воспитательных дел
- 116. Компьютерная диагностика воспитанности
- 117. Общественное воспитание
- 118. Социальная педагогика и социальный педагог
- 119. Содержание семейного воспитания
- 120. Общие модели отношений в семьях
- 121. Наиболее распространенные стили родительского отношения
- 122. Общие методы семейного воспитания
- 123. Определение непослушания и упрямства
- 124. Самовоспитание личности