1.2. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте
В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, способные создавать новые образы, один словом, креативные люди.
Проблема креативности активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными. Выявлены некоторые возможности креативности, развитие которых в отдельности и в комплексе дает нестандартно мыслящего человека.
Учеными предлагаются некоторые методики для развития креативности, их особенности применения взрослым личностям и детям в младшем школьном возрасте.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы.
Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Развитию креативности в наше время уделяют колоссальное внимание. Человек, умеющий мыслить не по шаблону, создавать новые идеи, образы, будет успешней, авторитетней.
Л.И. Полтавцева отметила взаимосвязь темперамента и креативности: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость - от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.
В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов.
Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.
Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений.
Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.
Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.
Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.
Что, если бы...
Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.
● Что если бы люди вели ночной образ жизни?
● Что если бы свиньи могли летать?
● Что если бы мы все могли читать чужие мысли?
Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.
Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития креативности. Существуют факторы внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на развитие креативных способностей.
В рамках одной из современных теорий развитие креативности идёт по следующему плану: на основе общей одарённости под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одарённость преобразуется в актуальную креативность. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребёнка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребёнку.
В ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», из-за унификации программ и преобладания жёсткой регламентации поведения. Учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, глупость, упрямство. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников-подростков. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одарённые дети обучаются маскировать свои способности или впадают в депрессию. Однако они быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребёнке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности.
По мнению А.М. Матюшкина «в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют "латентным", у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.
Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.
Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение). Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.
На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:
1. Генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности.
2. Средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия.
3. Генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.
При диагностике творческих способностей необходимо исследовать креативность учащихся в различных видах деятельности: наглядно-образной и словесной (вербальной).
В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности:
1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:
● гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
● творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;
● общности интеллектуальных интересов членов семьи;
● ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости
2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе:
● применяемые программы, приемы и методы, направленные на развитие креативности;
● доверительные отношения в классе;
● разрешение и поощрение множества вопросов;
● стимулирование ответственности и независимости;
● акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
● социальное подкрепление творческого поведения.
Одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.
В качестве основных условий, способствующих развитию творческих способностей и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
- Оглавление
- Глава 1. Сущность развития креативности в младшем школьном возрасте 5
- Глава II Развитие креативности младших школьников на уроках музыки 11
- Введение
- Глава I Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Содержание понятий «творчество» и «креативность».
- 1.2. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте
- Глава II развитие креативности младших школьников на уроках музыки
- 2.1. Выявление креативности младших школьников на уроках музыки.
- 2.2. Пути и педагогические приемы развития креативности младших школьников на уроках музыки.
- Заключение
- Список использованных источников