2. 2 Психобиологические предпосылки отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность с не совершеннолетними чаще всего строится на основе данных социально-педагогического характера о причинах их отклоняющегося поведения. И попытка предупредить или переориентировать недостатки характера или поведения педагогически запущенного подростка сводиться к серии мер или воздействий педагогического характера, направленных на семью или микро социум подростка. Но результаты такой деятельности педагогов остаются малоэффективными или абсолютно безрезультатными. Не отвергая и не акцентируя внимание на психобиологических факторах развития личности и их влиянии на отклоняющееся поведение, хотелось бы уделить им все же должное внимание, поскольку многочисленные исследования в медицине и психологии свидетельствуют об их важной роли в поведении и деятельности несовершеннолетних.
Исследования последних лет в превентивной и психолого-коррекционной работе подтверждают, что трудновоспитуемость и педагогическая запущенность подростков в значительной степени может обуславливаться кризисным характером психобиологического развития переходного возраста, различными физическими недостатками конституционно-соматического характера, отставанием в умственном развитии, нервно-психическими расстройствами, акцентуациями характера, без знания особенностей, которых невозможно осуществить, обучение и воспитание подростков, эффективно проводить коррекционно-педагогическую работу с несовершеннолетними. Мы остановимся лишь на некоторых из них. (Более подробно см. Бегичева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993).
Не смотря на то, что некоторые психофизиологические стклонения в развитии личности подростков имеют медико-биологический характер, информацию о нох должен иметь каждый учитель, который работает с несовершеннолетними, тем более в сегодняшних условиях, когда в школе наряду с обычными классами существуют классы коррекции, группы выравнивания, в которых приходится работать обычным учителям. Дети “ группы риска”, которые есть в любой общеобразовательной школе, находятся в пограничной области между нормой и патологией, разграничить которые в силах только те, кто имеет необходимые профессиональные знания. Вместе с тем каждый учитель обязан знать, что данная категория детей, вследствие физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности имеет дисгармоничное развитие, пониженный уровень обучаем ости и работоспособности, обладает худшим, чем у сверстников, качеством приспособляемости адаптационных механизмов, склонностью к патологическим реакциям и перегрузкам, имеют и соответствующие возрастным нормативам умственные способности. Все это свидетельствует об острой необходимости учителю иметь хотя бы минимум знаний и представлений о психобиологических характеристиках подросткового возраста, чтобы не допустить углубления отклонений в их развитии, усиления трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
Если психобиологические предпосылки отклоняющегося и асоциального поведения подростков, обусловленные половозрастными и кризисными особенностями их возраста нашли широкое освещение и в психологической, и педагогической литературе (см. Гл. 2 п. 1. 2), то отклонения нервно-психического характера, девиации, в основе которых лежат патологическое развитие отдельных биологических потребностей, акцентуации характера, являются предметом рассмотрения специальной медицинской или психологической литературы.
Наиболее глубоко вопросы акцентуации характера подростков исследованы отечественными (Ганнушкин П. Б., Кебриков О. В., Ковалев В. В., Личко А. Е.) и зарубежными (Кречмер Э., Леонгард К., Трамер М.) учеными-психиатрами, которые в рамках данной проблемы увидели её педагогический аспект. Ведь наряду с психопатическими патологиями, существуют пограничные зоны поведения, акцентуации характера как крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (8, 10), т. е. при стечении определённых условий или обстоятельств ничем не отличавшийся от сверстников ребёнок “вдруг” поступает неадекватно, его повышенная агрессивность или неожиданная депрессия вызывает недоумение у учителя. А поскольку акцентуации характера, как отмечают специалисты, хотя и являются крайним вариантом, но нормы (в то же время этот край довольно подвижен), то не может быть психиатрическим диагнозом и, следовательно, работа с этим подростком будет вестись в общеобразовательной школе, обычными учителями.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: во избежание углубления отклонения в поведении, усиления трудновоспитуемости подростков каждый учитель просто обязан иметь представление об акцентуации характера и “подростковом комплексе”.
Попыток классифицировать психопатии и акцентуации характера имеется предостаточно. Для нас важнее выяснить их взаимосвязь с отклонениями в поведении, влиянии их на процесс взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Наиболее подробно и широко акцентуации характера у подростков представлены Лычко А. Е. в его книге “Психопатии и акцентуации характера у подростков” — Л. 1983 г. Здесь перечислены 11 типов психопатии и акцентуации. Мы обратимся только к тем типам акцентуации, которые чаще всего приводят к делинквентному поведению, которое автор представляет как цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т. е. наказуемых, согласно Уголовному кодексу серьёзных правонарушений и преступлений (8, 52). Им предлагается своего рода логика развития деленквентного поведения: прогулы уроков, приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над малышами и слабыми, отнимание карманных денег, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мелкие домашние кражи денег и т. д. (1). В данном перечне действий детей и подростков есть поступки, связанные с нарушением дисциплины и попадающие под девиантное поведение (например, прогулы уроков) и действия-правонарушения. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором научного исследования, что делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, психопатиями, но подростки с акцентуациями характера обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. У 70% делинквентных подростков обнаруживается изначальные нарушения характера, у 66%- установлены различные типы акцентуации, у 21-28% беспризорников установлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрической клинике с непсихопатическими нарушениями поведения были отмечены драки со сверстниками, воровство, уклонение от труда, прогулы уроков (8, 53).
Лычко А. Е. довольно квалифицированно и подробно показывает взаимосвязи акцентуации и девиантного поведения подростков.
Итак, чем же отличаются в поведенческом плане подростковые типы акцентуации характера, какие из них чаще всего связаны с отклоняющимся поведением:
Гипертимный тип акцентуации характера (36% случаев делинквентного поведения) отличается большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству уже в дошкольном возрасте. При поступлении в школу за ним замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют ему схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке он может получить неудовлетворительную оценку за урок и тут же отличную при фронтальном опросе. У него всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же его активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Его всегда влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, если ему перечат, подраться. Если такой подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений, направленных на изощрённые “развлечения”, получение дополнительных средств на них.
Подвижность психических процессов, живость ума, активная деятельность создают для гипертимных подростков, при положительном стечении обстоятельств, возможность быть организатором интересных дел, полезных начинаний, но при асоциальных, отрицательных обстоятельствах, при бестактности и педагогической близорукости со стороны учителей можно спровоцировать неадекватное поведение, потребность самоутвердиться в сомнительных делах, авантюрных проявлениях; “заводной” характер гипертима может создать ему славу “крутого парня”.
Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового (довольно непродолжительного времени) состояния после завершения полового созревания. Резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил, ничего не хочется, все надоело. Тяготится людским обществам, стремится от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания по поводу его состояния со стороны взрослых или сверстников может отреагировать раздражением, агрессией, что не всегда может быть правильно понято, особенно взрослыми. На этой почве, как отмечают специалисты, возможны тенденции к суициду, как отклоняющемуся поведению. Другие же виды девиантного поведения у циклоидного типа не наблюдаются. Поэтому мы остановились на данном типе акцентуации характера для раскрытия полноты картины, которая характерна для подросткового возраста и проявляется в смене настроений и поведения, что, естественно, при незнании ситуации у педагогов и родителей может вызвать недоумение.
Ещё одной из разновидностей гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип — сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере (так же 36% случаев делинквентного поведения). Исследователи отмечают крайнюю изменчивость настроения - от чрезмерной веселости до глубокой печали. Такие же неустойчивые и диаметрально противоположные оценки прожитой жизни, совершённых дел, а так же перспектив своего будущего: от радужной уверенности в счастливой дальнейшей жизни до пессимистически безысходной веры (или неверия) в неё. Очень чувствителен такой подросток, довольно остро реагирует на нелестное замечание строгое требование, так же как и на интересную новость, похвалу и положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения может быть склонность к побегам как реакция на несправедливое отношение к нему.
Истероидный тип акцентуации характера отличен у 52% подростка с делинквентным поведением. Для данной категории детей характерен беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе: восхищение, удивление, почитание, на худой конец — негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на всё. В ход идёт ложь, приукрашивание, даже вызывающее поведение, могут решиться на крайние меры, чтобы вызвать к себе сочувствие, жалость (через симулирование болезни, попытки суицида). Не обладая способностями, достаточными волевыми возможностями, они готовы прогуливать уроки, опаздывать, отказываться от поручения лишь бы вызвать соответствующую реакцию у сверстников, на конфликт со взрослыми, учителями могут пойти по одной и той же причине — приковать к себе внимание. В целях создания ореола “славы” могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью, хвастая и приукрашивая его подвиги и похождения. Девиантное поведение чаще всего имеет невысокий уровень асоциальной опасности (мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах, иногда кражи, подделки документов).
Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44% подростков с делинквентным поведением. Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, любят проводить время одни, в своём придуманном мире, мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается “влезть в душу”, то это может привести к их эмоциональному взрыву. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: холодности и утончённой чувствительности; упрямства и податливости; настороженности и легковерия; апатичной бездеятельности и напористой целеустремлённости; необщительности и неожиданной назойливости; застенчивости и бестактности; чрезмерной привязанности и немотивированной антипатии; рациональных рассуждений и нелогичных поступков. Всё это делает совершённые поступки девиантного характера неожиданными для окружающих. Если воруют, то в одиночку, если совершают какое-либо противоправное действие, то с особой утонченностью. Для этих подростков характерна устойчивость и необычность этих увлечений.
Эпилептоидный тип акцентуации проявляется у 61% подростков с делинквентным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории — злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определённых обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение обращает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности — мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство. А стремятся занять место властелина, диктатора предъявляя свой правила игры или характер взаимоотношений. Не терпят несогласия или неподчинения. В таких случаях идут на конфликт, драку. Причем в аффекте проявляется безудержная ярость. Неспособны реально учитывать силы противника. Если не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить, причем жестоко и изощрённо. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника. Им присуща склонность к пиромании, к азартным играм, теряя контроль над собой, могут проиграть всё и вся.
Понятно, что данная категория детей и подростков требует особого педагогического внимания и продуманного педагогического воздействия.
Неустойчивый тип акцентуации характера даёт до 76% частоты делинквентным поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов и потребностей, огромная тяга к развлечениям, безделью. Всё дурное словно липнет к ним — отмечают исследователи. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем модеям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются всё попробовать (алкоголь, никотин, наркотики). Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей лидера и членов стихийных групп.
При жесткой позиции взрослых, при умелом направлении деятельности в положительное русло, проблема отклоняющегося поведения уменьшается или исчезает. При попустительстве безответственности взрослых появляется безделье, безнадзорность, правонарушения.
От данной категории подростков недалеко ушёл и конформный тип акцентуации, у которого учёные отмечают аморфность, безволие, движение по течению. Поэтому их поведение чаще всего зависит от их ближайшего окружения, которое всецело влияет на их действия и поступки.
При последующих типа акцентуации характера, представленных в медицинской и психологической литературе в делинквентных формах поведения практически не встречаются. Астено-невротический тип отличается повышенной утомляемостью, ослабленностью, капризностью, плаксивостью страхами за себя и своё здоровье, отсюда малоподвижность, большая осторожность. Для психастенического типа характерна нерешительность, склонность к самоанализу, тревожность и мнительность по поводу своей жизни и будущего. Вера в приметы, различные ритуалы. Поэтому каждый шаг взвешивается, подвергается оценке и сомнениям. Сенситивный тип — это тихие, стеснительные подростки подверженные страхам, опасениям ко всяким неожиданностям, остро переживают несправедливость, обладая детской привязанностью к родителям, боятся потерять их благосклонное расположение.
Исследователи психопатии и акцентуации характера обращают внимание на то, что в подростковом возрасте наблюдается ряд наиболее значимых черт в динамике акцентуации: 1) заостренность черт акцентуации в период их формирования с последующим их сглаживанием или переходом в скрытый характер; 2) усиление черт определённого типа акцентуации под влиянием психических травм или трудных жизненных ситуаций; 3) возникновение на фоне акцентуации переходящих нарушений — девиаций поведения, острых аффективных и специфических подростковых реакций (эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакций (увлечений); реакций сексуального влечения и др.) (8, 30).
Таким образом, подростки с явными акцентуациями характера составляют группу “повышенного риска”, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного “удара” (словом, отношением) по слабому месту того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические реакции (и тут в дело вступают медики), или же не психопатические детские и специфические подростковые реакции, зная суть которых учителю проще программировать своё поведение, искать верные, целесообразные необходимые, корреционно-педагогические методы и приёмы.
Детские поведенческие реакции: 1)реакция отказа (от пищи, деятельности) — реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (при разводе родителей, при смене ученического коллектива в школе); 2) реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований) — желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные требование и претензии к ребёнку (требование отлично учиться, заниматься в музыкальной или художественной школе); 3)реакция имитации — стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение манеру одеваться; 4) реакция компенсации — желание как желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость физической силой, бравадой); 5)реакция гиперкомпенсации — отчаянные, безрассудные действия направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке — занятие борьбой, при заикании — художественным чтением, пением).
В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавится так называемый “подростковый комплекс” — специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействие окружающей социальной среды: 1) реакция эмансипации — как стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить “свободной жизнью”; 2)реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного “Я”; групповое общение подростков — важная социализирующая сила; 3)реакция увлечения (хобби — реакция) проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений, как с положительной, так и отрицательной направленностью (интеллектуально — эстетические, телесно-мануальные; информационно — коммуникативные, эгоцентрические; накопительские, азартные); 4) сексуальные влечения — реакция, связанная с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии (отклонения) (8. 37 — 47).
Таким образом, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание, сделать что-то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребёнка, связанную с желанием себя защитить, обратить внимание на себя. Если конечно, это не крайнее проявление нормы (акцентуация)
Вопросы для самоконтроля
Что относится к психобиологическим причинам отклоняющегося поведения?
Какую группу детей из общеобразовательных школ относят к “группе риска”?
Что такое акцентуации характера у подростков?
Назовите акцентуации характера у подростка, способствующие формированию отклоняющегося поведения?
Литература:
Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
Бегичева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1986.
Выготский Л. С. Педология подростка //собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.
Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. — М., 1982.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
Кумарина Г. Ф. Дети “группы риска”//Советская педагогика. - 1991. - №11.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы — Л., 1960.
Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях//Вестник образования МО РФ. — 1992. - №11.
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.
- Введение.
- Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социально – педагогическая проблема.
- 1. 1 Вопросы отклоняющегося поведения молодежи в зарубежной и отечественной литературе.
- 2 Научно - теоретические подходы к характеристике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- Глава 2. Причины и условия отклоняющегося поведения несовершеннолетних подростков.
- 2. 1. Подростковый возраст – время перемен и исканий
- 2. 2 Психобиологические предпосылки отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- 2. 3. Неблагополучная семья как важный фактор формирования отклоняющегося поведения подростков
- 4 Групповое общение подростков и его роль в формировании поведения несовершеннолетних
- Глава 3. Основы образовательно-коррекционной работы с несовершеннолетними.
- 3. 1. Сущность образовательно-коррекционной работы с подростками
- 2 Коррекция учебно-познавательной деятельности и поведения подростков
- 3. 3. Переориентация группового общения педагогически запущенных подростков
- 3. 5. Воспитательно-коррекционная работа с подростками в коллективах временного типа
- Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.
- Глава 2. Причины и условия отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- Глава 3. Сущность образовательно-коррекционной работы с несовершеннолетними.