Выводы по второй главе
На основе методов анкетирования, анализа читательских формуляров, наблюдения и критериям, уровень сформированности читательских интересов изменился. Чтобы достичь данного результата с учетом выявленных условий организации внеурочной деятельности был разработан и реализован ряд мероприятий направленных на развитие читательских интересов младших школьников, которые условно можно разделить на творческие игра «Семейные чтения», выставка рисунков, выставка кроссвордов, познавательные, проведение классных часов, выставка кроссвордов, развлекательные, «Театральные подмостки», игра «Семейные чтения». Были привлечены родители, как актиные участники мероприятий, как помощники. Для родителей проведено родительское собрание «»В ходе проведения мероприятий дети не только получали информацию, но и самостоятельно искали ее предлагая свои знания окружающим. В экспериментальной группе 2 в начале формирующего эксперимента наблюдалось пассивное отношений к чтению и низкий читательский интерес, но в ходе проведения эксперимента читательский интерес стал выше, чем у экспериментальной группы 1 и контрольной группы. После проведения очередного мероприятия дети ожидали продолжения, спрашивали.
В процессе реализации эксперимента в экспериментальных группах дети стали более активными не только в чтении но и в творчестве, в отношениях друг с другом. Сравнение результатов уровня развития познавательных способностей до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где не проводились мероприятия по развитию читательских интересов, не произошло значительных изменений, уровень развития читательских интересов остался низким В экспериментальных группах, где проводились разработанные мероприятия с учетом выявленных условий организации внеурочной деятельности, произошли изменения в уровне развития читательских интересов от низкого к среднему. Для получения более высоких результатов необходимо продолжительная работа в этом направлении. У детей контрольной группы где мероприятия не проводились, уровень развития читательских интересов остались без изменений, низкий.
Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что выявленные условия организации внеурочной деятельности по развитию читательских интересов младших школьников, являются эффективным.
Заключение
Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес - это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Немаловажным фактором развития читательского интереса является внеурочная деятельность, она имеет огромное развивающее и обучающее, воспитательное значение. Главными задачами внеурочной деятельности являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности.
Выявленные условия организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательских интересов:
Учет индивидуальных интересов учащихся начальной школы.
Расширение круга чтения младших школьников.
Систематическое использование в учебно-воспитательном процессе разных форм организации работы внеурочной деятельности по развитию читательских интересов учащихся.
были реализованы в массовых мероприятиях; игра «Семейные чтения», классный час, групповых; конкурс кроссвордов, классный час, индивидуальных; выставки рисунков, презентации книг, выставка кроссвордов, классный час.
В процессе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что суть внеурочной деятельности по развитию читательских интересов в начальной школе - направленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать, полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, взаимодействия в группе.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности Лицея программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Результаты проведенного эксперимента подтвердили, что читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеурочной деятельности.
В процессе опытно-экспериментальной части работы наша гипотеза подтверждена.
- Максимова Вера Владимировна
- Выпускная квалификационная работа
- Развитие читательского интереса младших школьников
- Во внеурочной деятельности
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса
- § 1. Понятия читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте
- § 2. Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательских интересов младших школьников
- § 3. Особенности внеурочной деятельности, по развитию читательских интересов младших школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Исследование эффективности условий организации внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса младших школьников
- § 1. Организация и методы исследования
- § 2. Изучение читательских интересов младших школьников на констатирующем этапе
- § 3 Опыт организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательского интереса младших школьников
- § 4. Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе
- Выводы по второй главе
- Список литературы
- Электронные ресурсы
- Вопрос 1. «Любишь ли ты читать?»