§ 4. Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе
Контрольный этап завершает эксперимент. На этом этапе, используются теже методики, что и на констатирующем, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного этапов можно судить об эффективности условий организации внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса.
Следует отметить, что работа была плодотворной, все, что было задумано, было реализовано. Оценить значимость и проверить результативность работы можно благодаря повторной диагностике. При повторном исследовании получились следующие данные.
Рисунок 1 – Сравнительные результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?» Количество утвердительных ответов в 2014 году увеличилось по сравнению с 2013 годом в значительной степени в ЭГ1, а в КГ заметно снизилось. Таким образом, положительная динамика прослеживается в экспериментальных классах, а в контрольном идет снижение интереса к чтению.
Рисунок 2 - Сравнительные результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь?» число ответов «ежедневно» увеличилось на 10% в ЭГ1 и ЭГ2, а также на 6% в КГ.
Рисунок 3 - Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» позволяет говорить о формировании определенного круга чтения и, соответственно, о начале формирования читательского интереса. Стал заметнее переход от увлечения сказками и рассказами о животных и детях к разножанровой литературе, причем чтение энциклопедий превалирует в экспериментальных классах, тогда как в контрольном заметно снизилось.
Рисунок 4 – Сравнительные результаты ответов на вопрос «Перечитываешь ли ты свои любимые книги?» количество ответов «да» увеличилось в обоих экспериментальных классах, что говорит о повышенной потребности в чтении, и значительно снизилось в контрольном классе. Предполагаемая причина – отсутствие мотивации данной группы школьников.
Рисунок 5 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Посещаешь ли ты другие библиотеки кроме школьной?». По сравнению с предыдущими результатами положительная динамика наблюдается в экспериментальных группах, особенно в ЭГ2 – примерно на 30%. В контрольной группе круг посещаемых библиотек резко сократился.
Рисунок 6 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Есть ли у тебя дома книги и сколько?» В КГ данные остались без изменений, тогда как в ЭГ1 и ЭГ2 возросло число книг, находящихся в домашней библиотеке, что позволяет предположить заинтересованность родителей читательскими интересами детей.
Рисунок 7 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Что тебе хотелось бы получить в подарок?» выбрали книгу не более 10 человек в каждой экспериментальной группе и не более 5 в контрольной. Кроме того, во всех трех группах возрос интерес к другим средствам получения информации (планшет, телефон), что связано с развитием технического прогресса.
Рисунок 8 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Есть ли у тебя любимый литературный герой?». Если в предыдущем анкетировании наблюдались затруднения с выбором героя, соответствующего внутренним потребностям младшего школьника, то на заключительном этапе экспериментальные группы определились с выбором любимых героев. В контрольной группе преобладает чтение комиксов и, соответственно, круг героев достаточно широк.
Рисунок 9 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Советуют ли тебе родители, что читать?» В положительную сторону изменилось отношение к чтению в Эг1 и ЭГ2, произошел переход от принудительного чтения к рекомендательному. В КГ мнение родителей не влияет на выбор книг детьми.
По приведенным графикам можно сделать вывод, сдвиг произошел в положительную сторону, учащиеся стали больше уделять времени чтению, в экспериментальных классах заметна большая самостоятельность при выборе книг, появились любимые литературные герои. Данные приведенной анкеты были бы неполными без анализа читательских формуляров, которые мы приведем в сравнении с предыдущими результатами.
Таблица 3.
Результаты анализа читательских формуляров учащихся
на контрольном этапе
| Общее количество прочитанной литературы | Журналы развлекательного характера | Художественная литература | Энциклопедии и справочники | ||||
| 2013г. | 2014г. | 2013г. | 2014г. | 2013г. | 2014г. | 2013г. | 2014г. |
3А | 504 | 678 | 312 | 350 | 185 | 303 | 7 | 25 |
3Б | 280 | 312 | 120 | 94 | 150 | 187 | 10 | 31 |
3В | 490 | 510 | 346 | 362 | 136 | 138 | 8 | 10 |
Из количественных данных мы видим увеличение прочитанного во всех трех классах. Увеличилось число прочитанных энциклопедий, художественной литературы. Но данные анкеты и анализ читательских формуляров дают только неполные данные, наибольшую информацию мы получили из наблюдений и бесед с детьми. В сравнении с предыдущими данными получились следующие изменения.
Таблица 4.
Результаты наблюдения на контрольном этапе
Критерий | Год | ЭГ1 | ЭГ2 | КГ | |
Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
| 2013 | Читают больше программных произведений, в целом положительное отношение. | Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом. | Отношение к чтению среднее, детей больше заставляют читать. | |
| 2014 | Учащиеся активно читают художественную литературу. Положительное отношение к чтению возросло. | Отношение к чтению возросло в положительную сторону. | Изменения незначительные, а у некоторых детей отношение стало более отрицательным («меня заставляют»). | |
Заинтересован-ность конкретными книгами ("хочу эти книги").
| 2013 | Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом. | Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом. | Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом. | |
| 2014 | Появились предпочтения в выборе книг и журналов определенной тематики (большинство отдает предпочтение приключениям и рассказам). Происходит обмен книгами. | Появились предпочтения в выборе книг и журналов определенной тематики. (большинство мальчиков читает приключения, а девочки сказки). Происходит обмен книгами. Увеличилось чтение энциклопедий. | Лишь у некоторых детей есть заинтересован-ность определенными книгами, а в основном это чтение журналов развлекательного содержания и программные произведения. | |
Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги").
| 2013 | Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости. | Из всего класса только 1 ребенок может соответствовать данному утверждению. | Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости | |
| 2014 | Такому утверждению могут соответствовать лишь немногие, но наблюдается положительная динамика. | Большинство детей в группе имеет положительное изменение. | Изменений в этом классе нет. Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости. | |
Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
| 2013 | Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что знают. | Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что знают. | Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что знают. | |
| 2014 | Участвуют в литературных играх и конкурсах, ориентируются в названиях книг, героях, авторах, сюжетах. Охотно пересказывают прочитанные книги. | Участвуют в литературных играх и конкурсах ориентируются в названиях книг, героях, авторах, сюжетах. Охотно пересказывают прочитанные книги. | Участвуют в литературных играх и конкурсах ориентируются в названиях книг, героях, авторах, сюжетах. Пересказывают прочитанные книги. |
Для определения уровня сформированности читательского интереса младших школьников на констатирующем этапе мы заполнили следующую таблицу. Таблица 5 Уровни сформированности читательского интереса младших школьников.
|
Из приведенной таблицы наглядно видно, что высокий уровень сформированности читательских интересов нет ни у одной из групп, средний уровень в ЭГ1 и ЭГ2, а в контрольной группе уровень остался без изменений.
В совокупности все проведенные методики позволяют говорить что наши экспериментальные классы показали более высокие результаты, чем контрольный. Мы установили, что систематические и разнообразные формы внеурочной деятельности, создание условий, использование творческих видов работ, учет индивидуальных интересов и творческих возможностей учащихся начальной школы, расширение круга чтения младших школьников способны повысить уровень читательских интересов.
- Максимова Вера Владимировна
- Выпускная квалификационная работа
- Развитие читательского интереса младших школьников
- Во внеурочной деятельности
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса
- § 1. Понятия читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте
- § 2. Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательских интересов младших школьников
- § 3. Особенности внеурочной деятельности, по развитию читательских интересов младших школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Исследование эффективности условий организации внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса младших школьников
- § 1. Организация и методы исследования
- § 2. Изучение читательских интересов младших школьников на констатирующем этапе
- § 3 Опыт организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательского интереса младших школьников
- § 4. Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе
- Выводы по второй главе
- Список литературы
- Электронные ресурсы
- Вопрос 1. «Любишь ли ты читать?»