logo
Психология развития

Особенности общения в юности

Содержание и характер общения юношей со всеми катего­риями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношение значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бе­сед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и парт­неров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуаль­ного.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически вли­яние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анке­ты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержа­ние общения со взрослыми включает в себя проблемы поис­ка смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительно­го общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие I и помощь в их решении. Доверительность в общении как ува­жение к личности молодого человека, как вера в его потенци­альную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребно­сти в общении, увеличение времени на общение и расшире­ние его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных про­странствах).

Параллельно с расширением сферы общения происходят и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отноше­ния, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется вер­ностью, близостью и устойчивостью. Друг впервые осознаетсякак а1ter еgо (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и на­деяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности лю­бовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместно­го времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свой­ственные возрасту требовательность и критичность по отноше­нию к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером; со своим Я, с представляемы­ми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексив­ных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стрем­ления молодого человека к эмоциональному контакту, душев­ной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юно­сти, во многом влияющее на развитие личности юноши.