Курсовой работы
Для студентов факультета коррекционной педагогики
Челябинск 2004
УДК 378
ББК 74.480.268
М 54
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы. Для студентов факультета коррекционной педагогики / Сост. Л. А. Дружинина, В. С. Васильева. – Челябинск: Изд – во Челяб. гос. пед. ун – та, 2004. - 37 с.
Методические рекомендации содержат материал, который окажет помощь студентам при написании курсовых работ по специальным психолого – педагогическим и медицинским дисциплинам.
Авторы составители: Л. А. Дружинина – канд. пед. наук
В. С. Васильева - канд. пед. наук
Рецензенты: Л. И. Плаксина – д - р психол. наук, профессор
Института коррекционной педагогики РАО
Т. А. Шульгина - канд. пед. наук, доцент ЧГПУ
© Издательство Челябинского государственного педагогического
университета, 2004
Общие положения о выполнении курсовой работы
Согласно учебному плану студенты факультетов коррекционной педагогики, дошкольного образования, учителей начальных классов в период обучения в вузе выполняют две курсовые работы - одну на третьем курсе, другую - на четвертом.
Курсовая работа является промежуточным результатом самостоятельной творческой работы студентов в вузе, направленной на углубление и обобщение теоретических знаний и практических умений по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки учителей – дефектологов (олигофренопедагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, учителей – логопедов, специальных дошкольных педагогов и психологов, специальных психологов), способствует овладению методами научных исследований, формированию умения подбирать и адаптировать методики исследования особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, в ходе реализации цели и решения задач научного исследования. Курсовая работа формирует у студентов навыки самостоятельного творческого решения обозначенных профессиональных задач.
В зависимости от года обучения выделяются особенности содержания и выполнения курсовых работ, которые проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.
Целью первой курсовой работы (третий курс) является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора информации, критического анализа и синтеза ее содержания.
Задачи выполнения первой курсовой работы:
анализ общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
систематизация, закрепление, углубление и расширение научных и методических знаний, умений и навыков по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки;
сравнительный анализ полученных данных;
полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования;
подготовка аргументированных выводов и предложений.
Цель второй курсовой работы (четвертый курс) - выработка навыков проведения научного психолого – педагогического исследования.
Задачи выполнения второй курсовой работы:
анализ общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
подбор и адаптация методик для проведения психолого – педагогического исследования;
самостоятельное проведение исследования;
обработка полученной информации и ее сопоставление с имеющимися теоретическими положениями;
подготовка аргументированных выводов и предложений по перспективному плану оказания коррекционной помощи.
Порядок подготовки и выполнения курсовой работы
Студентам предлагается ряд тем по специальной психологии, педагогике и основам медицинских знаний.
Научным руководителем и студентом совместно составляется задание на курсовую работу и план - график ее выполнения.
Содержание заданий по выполнению курсовой работы включает перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке, срок сдачи на кафедру (приложение 1).
План-график выполнения курсовой работы содержит сведения об этапах работы, результатах, сроках выполнения задания отметки научного руководителя (приложение 2).
Студент самостоятельно выполняет курсовую работу по утвержденной на кафедре теме.
Научный руководитель проводит систематические консультации для оказания как организационной, так и научно-методической помощи студенту, осуществляет контроль за выполнением работы в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной работы. Он же рекомендует курсовую работу к защите.
Структура и содержание курсовой работы
Структурными компонентами курсовой работы являются титульный лист, задание и отметка о выполнении задания курсовой работы, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список, вспомогательные указатели, приложения.
Титульный лист
Оформляется в соответствии с едиными требованиями, принятыми в ЧГПУ (приложение 3)
Отметка о выполнении задания курсовой работы
Оформляется в соответствии с обозначенными требованиями.
Содержание
Должно отражать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе введение, главы, параграфы; выводы по главам; заключение; библиографический список; вспомогательные указатели; приложения (приложение 4).
Введение
Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность и социальную значимость, степень разработанности в отечественной и мировой теории и практике. Выделяется объект и предмет исследования. Обозначается цель и задачи исследования, перечисляются методы сбора и обработки информации, указывается база проведения констатирующего эксперимента.
Объект исследования — это часть реальности, которую необходимо исследовать.
Объектом педагогического исследования выступают педагогические явления и процессы (процесс образования, процесс воспитания, процесс формирования отдельных качеств, сторон личности педагога и воспитанников, учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процесс).
Объектом психологического исследования выступает ребенок.
Предмет исследования - избранные для анализа некоторые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта и является его конкретной частью за счет более детального рассмотрения, изучения чего-либо.
Предметом исследования может выступать содержание образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; диагностика психических процессов и познавательной деятельности детей, учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности педагога и воспитанников, взаимоотношения педагога и воспитанников, коммуникативная деятельность детей, условия совершенствования педагогических процессов, формы, средства, методы организации процесса специального (коррекционного) обучения и воспитания, развития личности и т.д.
Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования:
Тема исследования: “Состояние зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом”.
Объект исследования: процесс психофизического развития дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом.
Тема исследования: “Межличностные отношения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.
Объект исследования: процесс формирования и развития межличностных отношений детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих дошкольников.
На основании темы, объекта и предмета намечается цель исследования. Цель любого исследования - это решение определенной проблемы и конечный результат, который желает получить исследователь.
Тема исследования: “Состояние зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом”.
Объект исследования: процесс психофизического развития дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом (3 курс).
Тема исследования: “Развитие зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом”.
Объект исследования: процесс психофизического развития дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом.
Цель исследования: выделить условия развития зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом (4 курс).
Тема исследования: “Межличностные отношения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.
Объект исследования: процесс формирования и развития межличностных отношений детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих дошкольников.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения (3 курс).
Тема исследования: “Формирование межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.
Объект исследования: процесс формирования и развития межличностных отношений детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих дошкольников.
Цель исследования: определить особенности формирования межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения (4 курс).
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, которые в специальной педагогике и психологии могут быть представлены следующим образом:
провести сравнительный анализ состояния проблемы в общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературе;
подобрать и адаптировать методики изучения детей с особыми образовательными потребностями;
описать результаты исследования;
разработать рациональные методы, приемы, формы организации обучения и воспитания;
адаптировать имеющиеся в общей педагогике методы и приемы и формы взаимодействия педагогов и детей с особыми образовательными потребностями.
3 курс
Тема исследования: “Межличностные отношения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.
Цель исследования: показать особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.
Задачи исследования
1.Проанализировать психолого – педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2.Выделить значение межличностных отношений в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.
3.Определить особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.
4 курс
Тема исследования: “Формирование межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.
Цель исследования: определить особенности формирования межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.
Задачи исследования
1.Проанализировать психолого – педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.
3.Показаить особенности формирования межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.
Методы исследования и их выбор
Студент самостоятельно выбирает методы исследования в зависимости от выбранной темы, цели и задач.
Наиболее распространенными методами, отвечающими назначению, целям и характеру исследования являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сходства и различия, изучения теоретических источников, анализа реального педагогического процесса; изучения состояния проблемы; экспериментального поиска новых решений проблемы, обработки данных эксперимента; построения новых теоретических концепций на основе полученных экспериментальных данных, уточнения основных теоретических понятий, изложения и интерпретации научных результатов; качественного анализа и количественной обработки результатов исследования (статистические или нестатистические), анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа.
База проведения констатирующего эксперимента
Указывается полное название специального (коррекционного) учреждения, на базе которого проводится экспериментальное исследование, количество испытуемых и их возраст.
Например: Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 138 (компенсирующего вида) для детей с нарушением зрения. В эксперименте приняли участие 12 детей в возрасте 4 – 5 лет, имеющих нарушения зрения разной степени тяжести.
Основная часть курсовой работы
Основную часть следует делить на главы, параграфы, которые являются законченными по смыслу элементами работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух – трех глав, а в их составе не менее двух параграфов.
В первой курсовой работе (3 курс) подразумевается написание теоретической части.
Во второй курсовой работе (4 курс) предполагается написание теоретической и практической части.
Обязательным структурным элементом теоретической части курсовой работы является анализ литературы, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.
Студент проводит сравнительный анализ общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, разных точек зрения ученых-исследователей по изучаемому вопросу.
Практическая часть включает описание экспериментального исследования: подбор и модификация методик с учетом особенностей психофизического развития исследуемой группы детей, описание результатов исследования и выделение общих рекомендаций по осуществлению коррекционной работы.
Заключение
В заключении раскрывается значимость вопросов, рассматриваемых в исследовании, для научной теории и практики: кратко даются главные выводы по итогам работы, рекомендации и предложения по внедрению результатов и дальнейшему развитию исследуемой темы. Не рекомендуется повторение выводов, сделанных по главам.
Библиографический список
Должен составлять не менее 30 - 40 источников, соответствующих теме курсовой работы, на которые имеются ссылки в исследовании.
В перечень используемых литературных источников могут входить разнообразие виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные научные, производственно-практические: научно-популярная литература, научные статьи, монографии отечественных и зарубежных исследователей, программы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, учебники и т.п.
Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями Единой государственной системы документации и представляет собой перечень книг и статей, которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям коллективных трудов.
Примеры оформления источников представлены в приложении 5.
Вспомогательные указатели
Состав вспомогательных указателей курсовой работы определяется студентом исходя из особенностей ее содержания.
В состав вспомогательных указателей курсовой работы могут входить:
список условных обозначений, который оформляется в виде перечня использованных условных обозначений с соответствующей их расшифровкой (ЗПР – задержка психического развития);
указатель авторов, который оформляется в виде алфавитного перечня фамилии, имени и отчества авторов изданий, использованных при подготовке текста курсовой работы (Выготский Лев Семенович – основоположник специальной психологии и коррекционной педагогики);
указатель таблиц, где представлен перечень названий таблиц в соответствии с их месторасположением в тексте курсовой работы.
(Таблица 1. Уровень развития зрительного восприятия детей 4 лет.
Таблица 2. Уровень развития ориентировки в пространстве детей 4 лет.)
Приложение
В приложение рекомендуется поместить конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, используемых при проведении занятий.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и нумероваться арабскими цифрами. В приложении не отражается общая с остальной частью курсовой работы сквозная нумерация страниц. На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
Варианты содержания текстовой части
- Курсовой работы
- Курсовой работы
- Порядок защиты курсовой работы
- Библиографический список
- Образец задания на выполнение курсовой работы
- Образец формата плана - графика выполнения курсовой работы
- Курсовая работа Особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом
- Глава I. Теоретические вопросы изучения зрительного восприятия …… 5
- Глава II. Особенности развития дошкольников с детским
- Глава III. Коррекционная помощь дошкольникам с детским
- Развитие внимания слепых и слабовидящих
- Глава I. Теоретические вопросы изучения внимания …………………… 5
- Глава II. Особенности внимания детей с тяжелыми
- Глава III. Коррекционная помощь детям с тяжелыми
- Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития
- Глава I. Теоретические вопросы психологической готовности
- Глава II. Особенности развития детей с задержкой психического
- Глава III. Изучение психологической готовности к школьному обучению
- Формирование коммуникативной сферы дошкольников с нарушением опорно - двигательного аппарата
- Глава I. Теоретические вопросы изучения коммуникативной сферы …. 5
- Глава II. Особенности развития дошкольников с
- Глава III. Коррекционная помощь дошкольникам с
- Роль игры в развитии внимания дошкольников с нарушением зрения