Модель адаптивной школы
Выбор перспективной модели школы, строящейся на принципах, обеспечивающих преобразование и использование всего положительного, что накопила традиционная школа, связан, на наш взгляд, с решением проблем реальной направленности образовательного процесса на развитие личности школьника и на формирование навыков учебной деятельности.
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся способные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Исходя из этого, структура учреждения образования функционирует в рамках трех ступеней:
I ступень | – начальные классы (1-4-е общеобразовательные классы и 1-5-е классы для детей с особенностями психофизического развития).
|
II ступень | – базовая школа (5-9-е общеобразовательные классы и 6-10-е классы для детей с особенностями психофизического развития).
|
III ступень | – средняя школа (10-11-е классы). |
Чтобы правильно организовать образовательный процесс, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
природные задатки человека, определяющие возможности его личностных способностей и черт характера;
особенности семьи и ее отношение к ребенку;
социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Система образовательного процесса в адаптивной школе предполагает следующие моменты:
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.
Классно-урочные занятия.
Занятия в факультативах, кружках, секциях.
Самообразование.
Внеклассная (внеурочная) воспитательная работа школы.
Общешкольное ученическое самоуправление.
Трудовая деятельность учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Социальная адаптация ребенка.
Такая модель, по нашему мнению, поможет ребенку реализовать свои способности и возможности, а также системно и целенаправленно привить навыки здорового образа жизни, работать над формированием негативного отношения к вредным привычкам и профилактикой противоправного поведения,
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения модели адаптивной школы:
создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу;
отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов здоровьесберегающей и психосберегающей направленности.
Цель программы: отработка модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям, способствующей непрерывному образованию в соответствии с интересами личности и обеспечению социальной защищенности участников образовательного процесса.
Основные задачи программы:
обеспечение прав ребенка на качественное образование;
реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для его развития;
совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик – учитель – родитель»;
создание системы работы педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями психофизического развития;
совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих и психосберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.
В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
Принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика.
Принцип демократизации управления школой предполагает взаимоотношения учительского и ученического коллективов.
Принцип преемственности в обучении определяет, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.
Принцип индивидуализации обучения имеет в виду повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе, применение методов творческой и исследовательской деятельности и использование современных педагогических технологий.
Принцип гуманитаризации образования способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человека.