Коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Предлагаемая коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста имеет в основе разработки Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В., Хухлаевой О.В. Программа состоит из 3-х этапов, каждый из которых состоит из 3-х занятий.
Этап I. Эмоционально-ориентировочный.
Для того, чтобы научить детей адекватным формам поведения в конфликтных ситуациях, для начала необходимо сформировать у них умение распознавать эмоции в себе и в других и научиться управлять ими. Для того чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (гнев, обиду, печаль, радость и т.д.), нужно не только научить их видеть, называть, сравнивать эмоции в себе и в других, но и понимать причину их появления. Переживание эмоций является первой ступенью, ведущей к рефлексии.
Этап II. Поведенческий.
Задачами, которые решаются на этом этапе, являются следующие: снятие эмоционального напряжения; возможность в приемлемой форме отреагировать агрессивные реакции; дать возможность сравнить отрицательные и положительные черты поведения.
Этап III. Обучение конструктивному решению конфликтов.
Заключительный этап включает в себя: развитие навыков конструктивного поведения; развитие наблюдательности; внутренней свободы; способности к самовыражению приемлемыми способами; возможности посмотреть на себя со стороны.
Программа предусматривает групповые занятия на 5-10 человек 1-2 раза в неделю.
Этап I. Эмоционально-ориентировочный.
Занятие 1. Наши чувства.
Цели: создать в группе эмоционально благоприятный фон, познакомить детей с разными чувствами и состояниями; учить изображать и распознавать эмоцию радость.
Ход занятия.
Знакомство – приветствие.
Все встают в круг. Ребята приветствуют ведущего и друг друга, называя свои имена, перекидывая друг другу мячик. Можно использовать любые короткие пожелания в адрес каждого участника или всего круга. Здесь же ведущий объявляет цели и задачи занятия.
Часть 1. Упражнение «Импульс».
Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал – сжимает руку сидящему рядом, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.
Часть 2. Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, страх, удивление, стыд).
Ведущий задает детям вопросы:
Какие взрослые тебе больше всего нравятся?
Каким чаще всего бываешь ты?
Каким чаще всего бывает твой друг?
Какая чаще воспитательница?
Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.
Часть 3. Упражнение «Гномы».
Детям показывают гномов – грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого – и предлагают соотнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущий обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.
Часть 4. Игра «Снег».
Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение 3 минут делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои «снежинки», стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По окончании ведущий подводит итог: дети испытали радость и подтверждение тому – их веселые улыбки и лица.
Упражнение «Зеркало».
Дети синхронно повторяют за ведущим его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.
Подведение итогов.
Подведение итогов проходит по вопросам:
Какие состояния вы испытали на каком занятии?
Какие «маски» вы раскрасили в яркие цвета и почему?
Какие «маски» вы раскрасили в темные цвета и почему?
Как узнать, что другой человек радостный?
Расставание. «Подарим друг другу улыбку».
Занятие 2. Разъяренная медведица.
Цели. Закрепить узнавание и выражение эмоций; учить свободно выражать свои мысли; выяснить причину появления злости и гнева; снять эмоциональное напряжение.
Ход занятия.
- Коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста
- Часть 1. Упражнение «Попугай».
- Часть 2. Дети садятся на ковер и слушают рассказ ведущего.
- Часть 3. Этюд «Игра с песком».
- Часть 1. Упражнение «Животные».
- Часть 2. Игра «Живые руки».
- Часть 3. Саморасслабление «Волшебный сон».
- Часть 1. Актуализация в персонаже темного начала.
- Часть 2. Актуализация светлого начала в персонаже.
- Часть 3. Упражнение «Выпекание пряничной куколки».
- Часть 1. Актуализация у персонажа темного начала. Ведущий вводит детей в сказку, где они встречаются с Волком.
- Часть 2. Актуализация у персонажа светлого начал.
- Часть 3. Игра «Иван-Царевич и Серый Волк».
- Часть 1. Характеристика положительных черт героини.
- Часть 2. Характеристика отрицательных черт героини.
- Часть 3. Игра «Узнай по голосу».
- Часть 1. Упражнение «Забавные человечки».
- Часть 2. Работа с текстом.
- Часть 3. Этюд «На берегу моря».
- Часть 1. Упражнение «а-а-ах».
- Часть 3. Упражнение «я очень хороший – ты очень хороший».
- Часть 1. Игра «Путаница».
- Часть 2. Упражнение «я взрослый».
- Часть 3. Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь».
- Профилактика
- Диагностика
- Просвещение