Лекция IX.
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Познавательная деятельность и познавательные процессы
Недоразвитие познавательной деятельности — основной симптом умственной отсталости. Поэтому вполне естественно начать характеристику детей-олигофренов с описания особенностей их познавательных процессов. Эти процессы составляют тот психологический механизм, при посредстве которого осуществляется познавательная деятельность. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, все они являются одной из форм отражательной деятельности мозга.
Ребенок с нарушением интеллекта страдает нарушением нервно-мозговых процессов, психика его отличается недоразвитием. С этим и связано стойкое нарушение познавательной деятельности детей-олигофренов.
Как уже отмечалось, у ребенка с нарушением интеллекта сильнее всего страдают высшие формы психической деятельности, в том числе мышление как опосредованное отражение мозгом действительности.
Но процесс отражения действительности един. Нарушения в одном каком-то звене оказывают влияние на всю цепь.
Поэтому у ребенка-олигофрена недоразвиты как высшие, так и элементарные формы познавательной деятельности (формы непосредственного отражения действительности — ощущения, восприятия, представления).
Мы знаем, что недоразвитие элементарных форм познавательной деятельности, вызванное влиянием органического дефекта, создает условия, при которых происходит нарушение высших психических процессов, так как ощущения, восприятия, представления составляют чувственную основу познания. В то же время низшие формы познавательной деятельности осуществляются при участии высших форм, в частности мышления. Поэтому мы и указывали, что острие коррекционно-воспитательного воздействия следует направить на развитие высших психических процессов, наиболее поддающихся педагогическому воздействию. Развитие элементарных психических процессов должно быть подчинено этой главной задаче и осуществляется в единстве с коррекцией высших форм психики, при участии которых, как уже отмечалось, осуществляется и чувственное познание.
Протекая в условиях атипичного, аномального развития, и низшие и высшие психические процессы приобретают целый ряд особенностей. Знание их является тем важным условием, без которого невозможно достичь эффективного коррекционно-воспитательного воздействия. Общим для всех познавательных процессов является их зависимость от дефекта, от индивидуально-типологических особенностей нервной системы и психики данного ребенка, от свойств и особенностей его личности в целом. В то же время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования. Поэтому некоторые из них следует разобрать более внимательно.
- Лекция IX.
- Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта
- Лекция X. Особенности деятельности детей с нарушением интеллекта общая характеристика деятельности детей с нарушениеминтеллекта
- Лекция XI. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной коррекционной школы VIII вида эмоции и чувства
- Лекция XII. Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта формирование характера ребенка с нарушением интеллекта
- Лекция XIII. Формирование личности ребенка с нарушением интеллекта
- Лекция XIV. Основы нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
- Лекция XV. Своеобразие нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
- Лекция XVI.
- Роль коллектива учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Лекция XVII.
- Лекция XX.
- Лекция XXI. Трудовое воспитание школьников с нарушением интеллекта
- Лекция XXII.
- Пути осуществления эстетического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида
- Лекция XXIII. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
- Задачи физического воспитания