logo
олиго воспитание лекции 2

Пути осуществления эстетического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида

Эстетическое воспитание начинается с того, что ребенка учат воспринимать прекрасное. Работа по формированию эстетического восприятия обычно начинается задолго до поступления ребенка в школу. С миром звуков и красок малыши знакомятся еще в семье, получая от взрослых свои первые игрушки.

Звучание, яркая окраска игрушек вызывают у маленьких детей первые реакции. Постепенно ребенок все больше познает мир прекрасного, приучается сравнивать, сопоставлять, выделять из воспринятого подлинно прекрасное. Поэтому к моменту поступления в школу нормально развивающийся ребенок уже имеет некоторые представления, понятия и суждения о прекрасном.

Эстетическое развитие ребенка с нарушением интеллекта происходит значительно медленнее. Часто при поступлении в I класс специальной коррекционной школы VIII вида ребенок с нарушением интеллекта не может найти в окружающей обстановке предметы определенного цвета, не умеет дифференцировать звуки и т. д.

Это объясняется тем, что ребенок с нарушением интеллекта не умеет использовать анализаторы для восприятия действительности, его взгляд как бы скользит по предметам, слух не улавливает многих звуков. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. И происходит это часто не из-за физических недостатков, а потому, что ребенок не осмысливает воспринятого, не испытывает потребности познать окружающий мир.

Пассивность детей с нарушениями интеллекта в познавательной деятельности приводит к тому, что их эстетическое восприятие при поступлении в I класс специальной коррекционной школы VIII вида значительно отстает от нормы.

Поэтому с первых дней обучения ребенка в специальной коррекционной школе VIII вида возникает необходимость в развитии эстетического вкуса, наблюдательности, в формировании умения анализировать и сравнивать воспринятое.

Другими словами, возникает потребность в систематической работе с учащимися по развитию их эстетических восприятий как начальной стадии эстетического воспитания.

Олигофренопедагог имеет все условия, чтобы начать эту работу с первых дней пребывания ребенка в школе.

Первым условием для осуществления эстетического воспитания является создание для этого необходимой обстановки.

Школа, класс, групповая комната, столовая, мастерская — все помещения, где бывает ученик, где он учится или отдыхает, должны эстетически его воспитывать. В классной комнате должна быть красиво расставлена мебель, должны присутствовать комнатные растения. В помещении необходимо постоянно поддерживать порядок.

Эстетика быта — это и умение красиво одеваться. Большинство специальных коррекционных школ VIII вида имеют швейные, сапожные, столярные, трикотажные и другие мастерские. В этих мастерских многое можно сделать для того, чтобы одежда, полученная для школьников через отделы снабжения, выглядела красивее. Надо сделать так, чтобы одежда была подогнана по фигуре ребенка, в некоторых случаях, может быть, следует изменить фасон в зависимости от индивидуальных особенностей и возраста ученика.

В тех школах, где умение красиво одеваться рассматривается как одно из средств эстетического воспитания, ученики гораздо быстрее приучаются правильно носить одежду, бережно к ней относиться. В школах, где забывают об этом, даже в праздничные дни на девочках можно видеть белые передники длиннее форменных платьев, инвентарные штампы школы на белых блузках.

Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида должны быть приучены к тому, что одежда выбирается в зависимости от обстановки, от рода деятельности. Для этого у каждого ученика должна быть школьная форма, рабочая одежда и одежда для праздников.

Однако какой бы ни была одежда, в уходе за ней у ребенка должны быть выработаны стойкие навыки и привычки. При достаточной требовательности всего педагогического коллектива к учащимся специальной коррекционной школы VIII вида этого можно добиться.

Пример для себя ученики должны видеть в опрятной и скромной одежде учителя.

Много внимания в специальной коррекционной школе VIII вида следует уделять выработке у детей хорошей выправки, правильной осанки, умению красиво ходить, спокойно и правильно разговаривать с товарищами и взрослыми, всегда быть вежливыми. Все это входит в культуру поведения ученика, которая основана на правилах вежливости.

Вежливость — это уважение к людям. В поведении учащихся, в их отношении к людям должно всегда быть уважение и предупредительность.

Огромное значение в воспитании эстетики поведения имеют уроки физкультуры, ритмики, продуманная система работы воспитателя в группе и учителя в классе.

Некоторые формы внеклассной работы, например участие детей в драматических коллективах, также помогают решению этой задачи.

Одни учащиеся освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринужденную и естественную манеру поведения.

Говоря об эстетике быта, нельзя обойти вопрос о тоне и стиле отношений, которые складываются в школе. Жизнерадостный, мажорный тон, спокойный, деловитый стиль работы в жизни коллектива должны быть в каждой вспомогательной школе. По отношениям взрослых между собой, по их отношению к детям учащиеся прежде всего судят об эстетике поведения. Формирование поведения, основанного на понимании красоты человеческих отношений, является венцом эстетического воспитания ребенка.

Основной вид деятельности школьника — учение, во время которого тоже необходимо осуществлять эстетическое воспитание. Красивый чертеж, четкое расположение записи при решении арифметических задач содействуют эстетическому воспитанию. География и естествознание раскрывают перед ребенком красоту природы, этот богатейший источник духовного обогащения человека. Замечательные ландшафты, красота природных явлений (гроза, дождь, разлив рек, ледоход, листопад и др.) сбор полевых цветов и составление из них букетов, гербариев — все это эстетически воспитывает ученика специальной коррекционной школы VIII вида, воздействует на его эмоции, расширяет его кругозор.

Но красота природы не воспринимается учеником специальной коррекционной школы VIII вида, если с ним не проводить специальной работы.

В курсах географии и естествознания, а в младших классах на предметных уроках учитель имеет возможность организовать наблюдения учащихся, побывать с ними на экскурсиях, обратить внимание на подлинную красоту природы.

Для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида очень полезно организовать наблюдения за одним и тем же уголком природы (деревом, лужайкой) в разные времена года, чтобы дети сами сделали вывод об изменениях, которые происходят в связи со сменой времен года. Наблюдения в разное время суток также обогащают детей впечатлениями и дают пищу для их суждений о красоте природы. Наблюдения природы воспитывают у детей любовь и бережное отношение к ней.

Прививать на уроках географии и естествознания любовь к природе — одна из задач коррекционно-воспитательной работы учителя. Уроки рисования, черчения, ручного труда учат детей познанию красоты сочетания форм, линий, красок. Свое восприятие красоты дети воплощают в рисунках, аппликациях, изделиях из глины, пластилина, дерева, бумаги. В этом раскрываются их творческие способности, формируются пространственные представления, чувство материала и формы.

Занятия рисованием, ручным трудом и черчением развивают наблюдательность детей.

Программой специальной коррекционной школы VIII вида по рисованию предусмотрены беседы, расширяющие художественный кругозор детей в области изобразительного искусства.

Беседы об искусстве вызывают у детей интерес к творчеству художников, обогащают представления учащихся об искусстве, расширяют круг интересов детей с нарушениями интеллекта, помогают понять те чувства и настроения, которые переданы художником в картине. Все это значительно расширяет коррекционные возможности специальной коррекционной школы VIII вида.

Пение также имеет большое значение в общей системе эстетического воспитания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. На уроке пения во время слушания музыкальных произведений у школьников вырабатываются навыки пения, развивается музыкальный слух, музыкальная память. На этой основе формируется чувство любви к музыке, вырабатывается музыкальный вкус.

Музыка и пение в специальной коррекционной школе VIII вида помогают коррекции дефекта ребенка с нарушением интеллекта, положительно влияют на его нервную систему, общий жизненный тонус, настроение. Пение способствует улучшению познавательной деятельности ребенка, повышает его понимание, развивает речь.

Занятия в хоре сплачивают детский коллектив, воспитывают организованность и дисциплинированность.

«Какое это могучее педагогическое средство — хоровое пение!.. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... Вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце»1.

Уроки пения в специальной коррекционной школе VIII вида включают и занятия музыкальной грамотой. И хотя круг возможных знаний, умений и навыков в этой области для детей с нарушением интеллекта школьников значительно уже, чем для учащихся массовой школы, некоторое развитие они все же получают.

Программа специальной коррекционной школы VIII вида предполагает ознакомление детей с ритмом, динамикой, регистрами, с музыкальными произведениями, различными по характеру и жанру.

Литературное чтение помогает детям понять художественный образ, выраженный словами, познать красоту русского языка, обогатить речь красивыми, образными выражениями.

На уроках литературного чтения и русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида дети овладевают начатками выразительного чтения. Эти уроки прививают любовь к книге, учат красоте человеческих отношений.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию детей с нарушением интеллекта

Результаты эстетического воспитания больше всего видны в творческой деятельности ребенка. Уже в раннем детстве следует поощрять всякое стремление ребенка к творчеству. В игре с глиной, с пластилином, кубиками, в занятиях с деревянными «конструкторами» ребенок выражает свои впечатления от внешнего мира.

Нормальный дошкольник очень активен, проявляет большой интерес к творчеству и часто большую изобретательность в этих занятиях. Наблюдая за умственно отсталым ребенком, приходится видеть совершенно иную картину: о« почти не способен к творчеству не только в дошкольном, но часто и в школьном возрасте. Известно, что представления ребенка с нарушением интеллекта об окружающем мире крайне бедны, восприятия неточны и недифференцированны, поэтому основы для творчества почти нет. Среди детей с нарушениями интеллекта есть неплохие исполнители, но не творцы.

Творчество предполагает и наличие довольно развитого воображения, а каково оно у ребенка с нарушением интеллекта, на это в литературе ответа пока еще нет. Можно только сказать, что качественно оно должно быть другим, отличным от воображения нормального ребенка. Поэтому творческой деятельностью ученика специальной коррекционной школы VIII вида необходимо систематически руководить. Разнообразные формы внеклассной работы дают возможность каждому умственно отсталому ребенку так или иначе развить творческие способности.

Наиболее распространенной формой массовой работы во внеклассное время по эстетическому воспитанию является подготовка к вечерам, посвященным революционным праздникам, Новому году, началу учебного года, подготовка к различным тематическим вечерам, КВН и т. д.

Большой любовью в специальных коррекционных школах VIII вида пользуются тематические вечера: «Русская зима», «Золотая осень» и др. Во время подготовки к вечерам дети изучают произведения живописи, музыки, встречаются с композиторами, писателями, которые создают произведения на темы, связанные с русской природой. При подготовке вечера необходимо исходить из следующих требований:

1. Строгая продуманность содержания вечера, его программы.

2. Внимательный отбор материала с точки зрения его идейной и художественной ценности, доступности для понимания детей.

3. Высокая художественность оформления всего содержания программы, а также помещения, где проходит вечер.

4. Высокое исполнительское мастерство участников художественной самодеятельности.

5. Массовость.

Выполнение этих требований повысит воспитательное значение вечеров.

В специальной коррекционной школе VIII вида обычно организуется много различных кружков: хореографический, драматический, художественного слова, художественного выпиливания, кружок кукловодов, детский хор и др. Поэтому учащимся представляется полная возможность развивать и совершенствовать свои способности.

Запись детей в кружки должна проводиться строго добровольно. Однако в специальной коррекционной школе VIII вида это сделать на первых порах гораздо труднее, чем в массовой. Ребенок часто не имеет интереса к художественной самодеятельности, и ему надо помочь определить свои склонности. Большое значение имеют такие формы внеклассной работы, как художественное чтение и рассказывание. Учитель, готовясь к такой форме внеклассных занятий, особое внимание обращает на выбор рассказа. Рассказ по содержанию и форме изложения должен быть понятен детям без предварительной беседы, так как при разборе произведения значительно ослабевает художественное восприятие его детьми.

Рассказывание и художественное чтение требуют от учителя определенного мастерства, большой работы над своей речью, дикцией, а также умения владеть детской аудиторией. Нельзя обойти и такое важное средство эстетического воспитания, как слушание музыки, которое должно проводиться в специальной коррекционной школе VIII вида не только на уроках пения, но и во внеклассное время.

Для слушания музыки могут быть выбраны разнообразные музыкальные произведения, как инструментальные, так и вокальные, различного характера, различных жанров, композиционной структуры и в различном (по возможности) исполнении. Преподносимые детям произведения должны быть понятными им, яркими по своей художественной выразительности.

Вспомогательной школе доступен и детский театр. А. Н. Граборов придавал этому средству эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта огромное значение. В возглавляемых им учреждениях он сам был руководителем детского театра.

Театр в разносторонне развивает творческие способности детей.

Чтобы детское творчество в специальной коррекционной школе VIII вида отвечало задачам эстетического воспитания, задачам коррекционно-воспитательной работы, педагог-руководитель должен как можно раньше выявить склонности ребенка, добиваться высокого уровня детского творчества, не допускать проявления дурных вкусов у детей, отбирать материал таким образом, чтобы он по содержанию и форме строго соответствовал возрасту и уровню развития детей.

Эстетическое воспитание учащихся специальных коррекционных школ VIII вида связано с работой внешкольных учреждений (дома школьников, дома творчества, детского театра кино и др.) Все эти учреждения должны помогать школе в решении задач эстетического воспитания. Они организуют спектакли для детей, елки, встречи со знатными людьми и т. д. Там обычно работает большое количество кружков, в которых могут заниматься и ученики специальной коррекционной школы VIII вида, если педагогический состав школы или учитель могут рекомендовать данного ученика.

Пути эстетического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида те же, что и в массовой. Однако осуществление их в специальной коррекционной школе VIII вида требует глубокого знания индивидуальных особенностей детей с нарушениями интеллекта и, специфики работы с ними.