Введение
Проблема исследования заключается в том, что процесс развития слухоречевой памяти младших школьников с умственной отсталостью имеет возрастные и индивидуальные особенности, которые влияют на ведущий вид деятельности и могут затруднять учебную деятельность.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития слухоречевой памяти младших школьников с умственной отсталостью, так как память, это важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Данная тема анализировалась у различных авторов в различных источниках: учебниках, монографиях, периодических изданиях, интернете.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. Поэтому изучение функционирования слухоречевой памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии памяти детей, а особенно развитии слухоречевой памяти на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников с умственной отсталостью и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Слухоречевая память, как и все психические процессы, имеет возрастные и индивидуальные особенности.
Цель работы – изучение особенностей развития слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, их проявление и развитие в процессе обучения.
Гипотеза исследования: уровень развития слухоречевой памяти у младших дошкольников с умственной отсталостью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению со слухоречевой памятью детей с нормальным психическим развитием. Механическое запоминание детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста выше, чем логическое.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие
задачи:
Изучить, проанализировать и обобщить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития слухоречевой памяти младших школьников с умственной отсталостью;
Теоретически обосновать проблему развития слухоречевой памяти.
Провести диагностическое исследование на выявления уровня развития слухоречевой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
Подобрать диагностические методики по развитию слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Выявить эффективность проведённой работы.
Объект исследования - слухоречевая память младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования - особенности развития слухоречевой памяти у младших школьников с умственной отсталостью.
Метод – теоретический анализ литературы по теме, обобщение полученных знаний, диагностическое исследование.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
- 1.2. Особенности развития памяти младших школьников с умственной отсталостью
- 1.3.Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- 2.1.Организация и логика исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов
- Заключение
- Список литературы