logo
Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе

1.2 Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса

В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание системы отношений, связанных с интересом к познанию и закрепление их в личностное качество, получая начало на хорошем уроке, требует целенаправленного педагогического руководства этой работой и во внеучебном воспитании. «Много ли внимания уделяется в воспитательной работе с ребятами развитию их познавательных интересов?» - пишет педагог-практик 3. Молчанова, одна из немногих, кто поднимает в педагогической печати проблему взаимосвязи познавательного интереса и воспитательной работы. «Увлекаясь развлекательными программами, мы забываем об интеллектуальных играх. А дети с удовольствием «скрещивают шпаги» в области знаний. Вместе с тем, от некоторых классных руководителей можно услышать расхожее «им лишь бы потанцевать!» - продолжает автор. Далее опытный педагог призывает не лениться «порыться в книгах» в поиске знаний и предлагает некоторые виды познавательных игр, применяемых ею в практике воспитательной работы с подростковыми классами [13].

К сожалению, действительно приходится констатировать, что развлекательный игровой крен внеклассного времени становится признанной нормой сегодняшней школьной практики, вытесняющей интеллектуальное игровое общение. На наш взгляд, такая недооценка обращения к познавательной тематике в воспитательном процессе связана как с поверхностной теоретической осведомленностью педагогов о сущности данной проблематики, так и ее методической неразработанностью. Другими словами, профессиональная компетентность педагога-воспитателя как в области проявления интеллектуальных умений, так и в практической готовности осуществлять воспитательную работу остается значимой проблемой, требующей дальнейшего научного осмысления. Это обстоятельство также вытекает, в целом, из нынешнего состояния школьного воспитательного процесса. «Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется существенной недооценкой воспитывающих функций школы», - отмечает Е.А. Леванова. «Попытки создать школу развития без воспитания все более приходят в противоречие с педагогической теорией и практикой», - подчеркивает она. Или: «В большей степени поиски педагогических коллективов относятся к учебному процессу. К сожалению, в меньшей степени при этом обращается внимание на систему работы классного руководителя с учащимися в период изменения образовательных учреждений», - замечает Л.Р. Болотина [26; 8]. Указанной насущностью и обусловлена предпринятая нами исследовательская проблема, в центре которой выступает оптимизация технологии воспитания младших школьников через фактор познавательного интереса. За феноменом познавательного интереса мы усматриваем инварианту, позволяющую интегрировать обучение и воспитание школьников, видим в нем эффективный способ осуществления педагогического процесса как целостного. И с другой стороны, только в едином учебно-воспитательном процессе можно добиться уровня развития познавательного интереса как устойчивой личностной характеристики. Сформированность познавательного интереса - черта воспитанности, основу которой составляет отношение к труду познания. Это высокого уровня мотив поведения, отношение духовного порядка, и методическая логика его формирования такова, что начинаясь в системе учебных занятий, обязательно продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы. О своеобразной сущности воспитательной работы писал А.С. Макаренко. «Воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания. И то и другое -методика воспитания и образования - по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным». В отечественной педагогике внеучебной деятельности как форме организации детей уделяется пристальное внимание. Для уяснения сущности понятия «внеурочная воспитательная деятельность» обратимся к мнению Н.И. Болдырева: «Она обычно подразделяется на внеклассную и внешкольную работу. К внеклассным относятся организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время» [25; 97]. В.И. Казаренков в своей работе опирается на следующие определения: «Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время», а «воспитательно-образовательные занятия, организуемые специально предназначенными для этого внешкольными культурно-просветительными учреждениями и общественными организациями, называются внешкольной работой» [47].

Педагогика под редакцией А.И. Каирова сущность изучаемого понятия раскрывает так: «Под внеклассной работой разумеются различные занятия образовательного характера и воспитательные мероприятия, проводимые школой вне рамок обязательного учебного плана и требований обязательных школьных программ. В приведенных дефинициях характерно разделение внеклассных учебных занятий и внеклассной воспитательной работы, а также им присуще рядоположенное использование терминов «внеклассный» и «внеурочный» процесс [51].

В современных же учебных пособиях И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов тема организации внеклассной работы специально не выделяется, а ее содержание раскрывается дифференцированно: о внеклассных учебных занятиях речь идет в рубрике «Другие формы организации обучения», а вопросам внеурочного воспитания полностью посвящен раздел «Процесс воспитания». Это вполне правомерно, ибо специально организованная воспитательная работа во внеурочное время есть базовое средство для реализации содержания воспитания. Взаимосвязанное рассмотрение двух педагогических явлений - познавательного интереса и процесса воспитания позволяет выйти на важную педагогическую закономерность, раскрывающую организацию коллективной познавательной деятельности учащихся в воспитательной работе. Принципиальным в обосновании такой деятельности является знание о сущности воспитания как процессе формирования у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и к самим себе. Закрепившееся и ставшее привычным отношение переходит в личностное качество. «Психологическая структура личностного качества сложна и включает в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений», -- отмечает И.Ф. Харламов. Ученый выделяет четыре группы отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности, это социальные, нравственные, эстетические и отношения, связанные с физической культурой личности. Традиционно в педагогике эти направления и определяют содержание воспитания, в котором выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Задача формирования познавательного интереса с учетом особенностей содержания воспитания -- первый важный аспект педагогической организации деятельности в области исследуемой проблемы [ 33, 57].