logo
Устные упражнения в структуре современного урока математики в начальной школе (на арифметическом материале)

1.1 Урок математики в начальных классах

Урок - это важнейшее звено процесса обучения, где реализуются принципы и методы обучения, разрабатываемые методикой. На уроке обучающиеся усваивают новые знания, приобретают навыки практического применения.

Урок математики в начальной школе обладает своими особенностями. Они в первую очередь связаны с особенностями и принципами построения начального курса математики. В начальном курсе математики одновременное изучение на уроках арифметического, алгебраического и геометрического материала, это оказывает своё влияет на построение хода урока и требует оптимального вы бора и совмещения разных методов обучения (17).

Параллельное изучение вопросов практического и теоретического характера требует от педагога рационального сочетания усвоения знаний с процессом формированием умений и навыков. Учитель на уроке должен формировать у обучающихся некоторые способности, которые в силу возрастных и психологических особенностей детей ещё не развиты в достаточной степени у них.

Помимо обучения детей математики, учитель должен процесс учения совмещать с процессом воспитания детей, а именно с воспитанием у них общеучебных навыков и умений (1).

Требования к уроку делятся на группы: организационные, дидактические, воспитательные. Данные требования могут конкретизироваться в зависимости от целей конкретной темы.

К уроку математики, как к технологическому процессу, предъявляют следующие требования: 1) целенаправленность; 2) организационное и материальное обеспечение урока; 3) психологический аспект урока; 4) определенный ритм и темп работы обучающихся; 5) систематическая последовательность и преемственность учебных операций; 6) завершенность каждого этапа и операций; 7) экономия времени; 8) непрерывный самоконтроль и контроль; 9) восстановление делового равновесия в случае его нарушения; 10) совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков; 11) непрерывное совершенствование учебного процесса. (12)

Система разных вариантов взаимодействий между элементами урока, которая возникает в процессе обучения и обеспечивает целенаправленную деятельность, представляет собой структуру урока (5).

Каждому уроку соответствуют свои этапы, следует учитывать, что для всех уроков постоянными этапами является этап организации (организационный инструктаж) и объяснение домашнего задания(4).

Очень многие дети, не услышав объяснения домашнего задания, не смогут его выполнить самостоятельно, они либо обратятся к родителям, либо к товарищам. В связи с этим снизится общая результативность изучения конкретной темы.

Другие этапы урока носят вариативный характер, так как они могут меняться в зависимости от цели урока и задач. К таким этапам относятся этапы:

Изучения нового материала;

Проверка и анализ домашней работы;

Закрепление изученного;

Углубление или расширение знаний.

Существует очень много классификаций уроков, но самая приемлемая на мой взгляд классификация предложенная Махмутовым М.И. Он разделил уроки согласно цели организации. Типы уроков:

Урок изучения нового материала;

Урок совершенствования ЗУН;

Урок обобщения и систематизации;

Комбинированный урок;

Урок контроля и коррекции ЗУН;

Нетрадиционный урок;

Перед тем как выяснить какова структура конкретного урока, надо сформулировать цель, далее определить тип урока, затем выбрать структуру и рассчитать время, затраченное на каждый этап урока. В приложении приведены структуры уроков.

Приведенные (в приложении 1) структуры уроков даны в очень общем виде. На практике только единичные уроки представлены именно такими структурами. На практике структура урока видоизменяется, некоторые этапы заменяются другими. Устная работа учеников может включаться на этап проверки домашнего задания. Например, можно подобрать некоторые задания подобные тем, что были заданы домой и попросить решить их устно, либо прокомментировать ход их решения. На этапе актуализации знаний, тоже возможно включение заданий для устного решения(4).

Конспект современного урока оформляется в виде технологической карты. Перед самой технологической картой записывается «шапка» урока. То есть тема урока, УМК, цели урока, планируемые результаты, используемые средства (ЭОР или ЦОР, средства ИКТ). Сама технологическая карта представляет собой таблицу (таблица 1).

Таблица 1 - Технологическая карта урока

Этапы урока, целевые ориентиры, время

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и возможные варианты ответов

Планируемые результаты, формирование УУД

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

предметные

личностные,метапредметные

Записывая этап урока - устные упражнения с целью актуализации знаний по теме или с целью проверки домашнего задания и т.д. в графе планируемые результаты записывается, чего хочет достигнуть учитель на данном этапе. Например: предметные УУД - умение выполнять вычисления в уме, умение сравнивать числа или выражения и т.д.; личностные и метапредметные - умение выражать свои мысли, умение слушать других, вступать в споры и вести диалог и т.п.

Вывод: Современный урок - это сложный педагогический процесс, это важнейшее звено процесса обучения, в котором реализуются принципы и методы обучения, разрабатываемые методикой.

Урок математики в начальной школе в первую очередь связаны с особенностями и принципами построения начального курса математики. В начальном курсе математики одновременное изучение на уроках арифметического, алгебраического и геометрического материала, это оказывает своё влияет на построение хода урока и требует оптимального вы бора и совмещения разных методов обучения (17).

Помимо обучения детей математики, учитель должен процесс учения совмещать с процессом воспитания детей, а именно с воспитанием у них общеучебных навыков и умений (1).

К уроку математики, как к технологическому процессу, предъявляют такие требования как: целенаправленность; организационное и материальное обеспечение урока; психологический аспект урока и многие другие. (12)

Самая приемлемая, на мой взгляд классификация предложенная Махмутовым М.И.Типы уроков:

Урок изучения нового материала;

Урок совершенствования ЗУН;

Урок обобщения и систематизации;

Комбинированный урок;

Урок контроля и коррекции ЗУН;

Нетрадиционный урок;

В приложении 1представлены структуры уроков в очень общем виде. На практике только единичные уроки представлены именно такими структурами.