Устные упражнения в структуре современного урока математики в начальной школе (на арифметическом материале)
1.3 Формы и виды устной работы учащихся
Формы устного счёта:
Упражнения для устного счёта должны быть такими, что бы они с лёгкостью воспринимались детьми либо на слух, либо зрительно или и то и другое.
Самой подходящей, в особенности для детей 7-11 лет является игровая форма устного счёта, при этом необходимо жать возможность отвечать либо по готовности, либо по желанию. В данном случае психологическая нагрузка будет сводиться к минимуму, будет сформирована благоприятная рабочая атмосфера. Недостатком такой работы является то, что в основном работают только 5-10 человек из класса 9 из 20) и это в основном «сильные» учащиеся. А те учащиеся, которым нужен данный вид тренинга, отмалчиваются и с любопытством наблюдают за работой одноклассников и всего лишь. Задача учителя, подобрать задания так чтобы в работу был включен весь класс. Для этого можно применять на уроке при устном счёте задания с вариантами ответов или с готовыми решениями, в этом случае ребенку необходимо будет выбрать только ответ(26). Психологи утверждают, что в подобной ситуации сознание ребенка не ущемлено, это связано с тем, что ученик видя варианты решения, которые предложены педагогом, он ищет ошибки других, а не совершает своих(32).
Устный счёт следует использовать на первых этапах урока, если педагогу удалось правильно организовать этот этап урока, то и весь урок будет организован с математической точки зрения. Усвоение знаний, умений и навыков зависит от содержания заданий и от их числа.
Любой педагог старается сделать, так что бы ученики выполнили как можно больше разнообразных упражнений и заданий в течение всего урока. Творческий педагог может найти для себя и своих учеников оптимальный вариант урока, то ест определить дозировку устной работы, при этом самостоятельно составить варианты упражнений, отталкиваясь от общей подготовки класса.
Дети очень любят устные упражнения и задания, так как при грамотном руководстве со стороны учителя, одни ученики могут проявить инициативу, а другие могут оказать помощь товарищам или получить её от педагога. Не стоит забывать, что устные задания способствуют развитию грамотной математической речи и в целом развивают коммуникативные компетенции учащихся. Навыки устных вычислений формируются и развиваются в результате выполнения всевозможных задании.
Виды устных вычислений:
Нахождение значения математических выражений
Учащимся предлагаются математические выражения в какой-либо форме, нужно найти значение выражения. Подобные задания имеют разные вариации. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные, в этом случае буквам (переменным) даются числовые значения, и находится значение всего выражения. Главная цель подобных заданий - сформировать и развить у детей, твердые навыки вычисления, которые в свою очередь позволят легко усвоить вопросы теории арифметических действий.
Пример:
найти разность чисел 50 и 14; 200 и 8.
Найти значение выражения А-В, если А=200, В=8.
Выражения могут предлагаться детям в различной словесной форме.
Пример:
из двухсот вычесть восемь;
Двести минус восемь;
Уменьшаемое двести, вычитаемое девять, найдите разность;
Найдите разность чисел двести и восемь;
Уменьшите двести на восемь.
Такие формулировки могут использоваться не только учителем, но и учащимися.
Можно использовать выражения, включающие одно или два действия. При этом действия могут быть одной ступени или разных ступеней.
Пример:
53-23+14;
63:7-5;
200 - 8:4 и т.д.
Выражения могут содержать скобки.
Пример:
(200-150):10;
100-60:15.
Подобные выражения могут быть даны в словесной форме.
Например,
из ста вычесть частное чисел шестидесяти и пятнадцати;
уменьшаемое сто, вычитаемое выражено частным шестидесяти и пятнадцати.
Выражения могут задаваться числами однозначными, двухзначными и трёхзначными и т.д., с натуральными числами или с дробями, с величинами.
Пример:
С однозначными числами (9-5);
С двузначными числами (65-15 или 82-16);
С трехзначными (520- 310 или 270+150) и т.д.;
С натуральными (900 - 15);
С дробями
С величинами (3 дм - 2 см). В подобных выражениях вычисления производятся с числами меньшими 100.
Возможно использования таких выражений как 5200 - 3100 и др.. в этом случае вычисления сводятся к 52-31, а значит такое задания уместны на этапах устного счёта. (4)
Выражения могут быть заданы в табличном виде (таблица 2).
Таблица 2 - Упражнение на устный счет в табличном виде
Уменьшаемое |
22 |
104 |
54 |
201 |
140 |
|
Вычитаемое |
12 |
74 |
28 |
102 |
76 |
|
Разность |
Сравнение математических выражений.
Подобные упражнения также вариативны. Например, заданы два выражения, необходимо выяснить, равны ли их значения, если нет, то какое из них меньше, какое больше. Второй вариант - в задании дан знак отношения между двумя выражениями, одно выражение задано, а другое выражение необходимо дополнить или составить. Основная задача подобных заданий - способствовать процессу усвоения теоретических знаний об арифметических действиях и их свойствах.
Такие задания также, как и прошлые вариативны. Например, могут быть заданы два выражения, при этом надо поставить между ними знак равенств или больше, или меньше.
Пример:
7+3*3-5 и 21+ 4*7+4;
10*2 и 13*5
14-2 и 13-5
Вместо «и» поставить знак <, >, =.
В некоторых выражениях изначально может быть задан знак неравенства и задано одно выражение, второе выражение необходимо дополнить, что бы получить верное равенство или неравенство. Например: 9*(11+7) = 6*…
В подобные задания могут включаться одно-, двух-, трехзначные числа, величины, дроби и т.д. В выражениях могут быть различные действия.
Как было сказано выше, главная цель упражнений - способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях и их свойствах, о равенствах, о неравенствах. Кроме того они помогают выработке вычислительных навыков.
Третий вид заданий: решение уравнений.
Уравнения должным быть самыми элементарными и чуть сложнее самых простых (Х+4=25; 11*Х-5=61).
Предлагать уравнения можно в разных формах.
Например:
решить уравнение - 28:Х=7
К какому числу надо прибавить 17 чтобы получить 65;
Определите чему равно неизвестное число: 65 - Х= 65-41;
Я задумала число, умножила его на 3 и получил 51. Какое число я задумала?
Решение задач
При устном счете можно использовать простые задачи или составные. Подобные задания используются с целью выработки умения решать задачи, способствовать усвоению теоретического материала и отработки вычислительных навыков. Учитель должен находить разные виды работы над задачами.
Так как мышление младших школьников в основном опирается на образы, то для них характерно формирование геометрических знаний на уровне представлений. Основная задача при обучении младших школьников - это заложение той базы, которая в дальнейшем понадобиться при изучении геометрии в среднем и старшем звене. Ребята должны познакомиться с такими понятиями как длина, площадь и объем. Научиться оперировать данными понятиями, кроме того дети должны научиться пользоваться линейкой и циркулем. Геометрия способствует развитию логического мышления и пространственного воображения школьников.
Логические задания
Упражнения и задания на логику помогут овладеть такими понятиями как слева, справа, ниже или выше, шире, раньше, дальше и т.п. Важная роль отводиться уровню развития познавательных процессов, таких как внимание и восприятие, воображение и наблюдение, мышление и память.
Кроме того, выделяют следующие виды устных заданий (упражнений):
1. Слуховые упражнения. В этом случае учащийся воспринимает числа на слух, при этом ничего не записывает и никакими справочниками и пособиям не пользуется. Задание может читаться учеником или учителем, либо можно включить магнитофонную запись. При восприятии упражнения на слух большая нагрузка приходится на память, из-за этого обучающиеся очень быстро утомляются. Но подобные задания полезны, они развивают слуховую память.
2. Зрительные упражнения. Ученики воспринимают числа зрением, в этом случае возможно использование разных наглядных пособий (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы и т.д. В этом случае запись задания облегчает вычисления, так как не надо запоминать числа. В некоторых случаях без записи трудно иногда даже невозможно выполнить упражнение. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3. Зрительно - слуховые упражнения или комбинированные. Числа воспринимаются на слух и зрением. (3)
При работе с детьми можно использовать:
- обратную связь (показывать ответы с помощью карточек).
- задания по вариантам (таким образом обеспечивается самостоятельность)
- упражнения в форме игры (например, молчанка, продолжи цепочку, стук-стук или хлопки).
Упражнения для устного счёта по форме разделяются на упражнения воспринимающиеся либо на слух, либо зрительно либо и то и другое.
Устный счёт следует использовать на первых этапах урока, если педагогу удалось правильно организовать этот этап урока, то и весь урок будет организован с математической точки зрения. (36)
К видам устных упражнений относятся - упражнения на нахождение значения математических выражений; упражнения на сравнение математических выражений, а также решение задач и логические задания.
Устные упражнения очень важный этап каждого урока. В зависимости от видов устных упражнений можно достичь различных целей. Устные упражнения представляют собой способ, с помощью которого учитель может контролировать процесс усвоения детьми определенных знаний. Используя устные упражнения, появляется возможность натренировать обучающихся решать некоторые задания. В процессе работы развиваются коммуникативные умения школьников, они учатся слушать друг друга, высказывать свои точки зрения и т.д.