Устные упражнения в структуре современного урока математики в начальной школе (на арифметическом материале)

дипломная работа

1.3 Формы и виды устной работы учащихся

Формы устного счёта:

Упражнения для устного счёта должны быть такими, что бы они с лёгкостью воспринимались детьми либо на слух, либо зрительно или и то и другое.

Самой подходящей, в особенности для детей 7-11 лет является игровая форма устного счёта, при этом необходимо жать возможность отвечать либо по готовности, либо по желанию. В данном случае психологическая нагрузка будет сводиться к минимуму, будет сформирована благоприятная рабочая атмосфера. Недостатком такой работы является то, что в основном работают только 5-10 человек из класса 9 из 20) и это в основном «сильные» учащиеся. А те учащиеся, которым нужен данный вид тренинга, отмалчиваются и с любопытством наблюдают за работой одноклассников и всего лишь. Задача учителя, подобрать задания так чтобы в работу был включен весь класс. Для этого можно применять на уроке при устном счёте задания с вариантами ответов или с готовыми решениями, в этом случае ребенку необходимо будет выбрать только ответ(26). Психологи утверждают, что в подобной ситуации сознание ребенка не ущемлено, это связано с тем, что ученик видя варианты решения, которые предложены педагогом, он ищет ошибки других, а не совершает своих(32).

Устный счёт следует использовать на первых этапах урока, если педагогу удалось правильно организовать этот этап урока, то и весь урок будет организован с математической точки зрения. Усвоение знаний, умений и навыков зависит от содержания заданий и от их числа.

Любой педагог старается сделать, так что бы ученики выполнили как можно больше разнообразных упражнений и заданий в течение всего урока. Творческий педагог может найти для себя и своих учеников оптимальный вариант урока, то ест определить дозировку устной работы, при этом самостоятельно составить варианты упражнений, отталкиваясь от общей подготовки класса.

Дети очень любят устные упражнения и задания, так как при грамотном руководстве со стороны учителя, одни ученики могут проявить инициативу, а другие могут оказать помощь товарищам или получить её от педагога. Не стоит забывать, что устные задания способствуют развитию грамотной математической речи и в целом развивают коммуникативные компетенции учащихся. Навыки устных вычислений формируются и развиваются в результате выполнения всевозможных задании.

Виды устных вычислений:

Нахождение значения математических выражений

Учащимся предлагаются математические выражения в какой-либо форме, нужно найти значение выражения. Подобные задания имеют разные вариации. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные, в этом случае буквам (переменным) даются числовые значения, и находится значение всего выражения. Главная цель подобных заданий - сформировать и развить у детей, твердые навыки вычисления, которые в свою очередь позволят легко усвоить вопросы теории арифметических действий.

Пример:

найти разность чисел 50 и 14; 200 и 8.

Найти значение выражения А-В, если А=200, В=8.

Выражения могут предлагаться детям в различной словесной форме.

Пример:

из двухсот вычесть восемь;

Двести минус восемь;

Уменьшаемое двести, вычитаемое девять, найдите разность;

Найдите разность чисел двести и восемь;

Уменьшите двести на восемь.

Такие формулировки могут использоваться не только учителем, но и учащимися.

Можно использовать выражения, включающие одно или два действия. При этом действия могут быть одной ступени или разных ступеней.

Пример:

53-23+14;

63:7-5;

200 - 8:4 и т.д.

Выражения могут содержать скобки.

Пример:

(200-150):10;

100-60:15.

Подобные выражения могут быть даны в словесной форме.

Например,

из ста вычесть частное чисел шестидесяти и пятнадцати;

уменьшаемое сто, вычитаемое выражено частным шестидесяти и пятнадцати.

Выражения могут задаваться числами однозначными, двухзначными и трёхзначными и т.д., с натуральными числами или с дробями, с величинами.

Пример:

С однозначными числами (9-5);

С двузначными числами (65-15 или 82-16);

С трехзначными (520- 310 или 270+150) и т.д.;

С натуральными (900 - 15);

С дробями

С величинами (3 дм - 2 см). В подобных выражениях вычисления производятся с числами меньшими 100.

Возможно использования таких выражений как 5200 - 3100 и др.. в этом случае вычисления сводятся к 52-31, а значит такое задания уместны на этапах устного счёта. (4)

Выражения могут быть заданы в табличном виде (таблица 2).

Таблица 2 - Упражнение на устный счет в табличном виде

Уменьшаемое

22

104

54

201

140

Вычитаемое

12

74

28

102

76

Разность

Сравнение математических выражений.

Подобные упражнения также вариативны. Например, заданы два выражения, необходимо выяснить, равны ли их значения, если нет, то какое из них меньше, какое больше. Второй вариант - в задании дан знак отношения между двумя выражениями, одно выражение задано, а другое выражение необходимо дополнить или составить. Основная задача подобных заданий - способствовать процессу усвоения теоретических знаний об арифметических действиях и их свойствах.

Такие задания также, как и прошлые вариативны. Например, могут быть заданы два выражения, при этом надо поставить между ними знак равенств или больше, или меньше.

Пример:

7+3*3-5 и 21+ 4*7+4;

10*2 и 13*5

14-2 и 13-5

Вместо «и» поставить знак <, >, =.

В некоторых выражениях изначально может быть задан знак неравенства и задано одно выражение, второе выражение необходимо дополнить, что бы получить верное равенство или неравенство. Например: 9*(11+7) = 6*…

В подобные задания могут включаться одно-, двух-, трехзначные числа, величины, дроби и т.д. В выражениях могут быть различные действия.

Как было сказано выше, главная цель упражнений - способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях и их свойствах, о равенствах, о неравенствах. Кроме того они помогают выработке вычислительных навыков.

Третий вид заданий: решение уравнений.

Уравнения должным быть самыми элементарными и чуть сложнее самых простых (Х+4=25; 11*Х-5=61).

Предлагать уравнения можно в разных формах.

Например:

решить уравнение - 28:Х=7

К какому числу надо прибавить 17 чтобы получить 65;

Определите чему равно неизвестное число: 65 - Х= 65-41;

Я задумала число, умножила его на 3 и получил 51. Какое число я задумала?

Решение задач

При устном счете можно использовать простые задачи или составные. Подобные задания используются с целью выработки умения решать задачи, способствовать усвоению теоретического материала и отработки вычислительных навыков. Учитель должен находить разные виды работы над задачами.

Так как мышление младших школьников в основном опирается на образы, то для них характерно формирование геометрических знаний на уровне представлений. Основная задача при обучении младших школьников - это заложение той базы, которая в дальнейшем понадобиться при изучении геометрии в среднем и старшем звене. Ребята должны познакомиться с такими понятиями как длина, площадь и объем. Научиться оперировать данными понятиями, кроме того дети должны научиться пользоваться линейкой и циркулем. Геометрия способствует развитию логического мышления и пространственного воображения школьников.

Логические задания

Упражнения и задания на логику помогут овладеть такими понятиями как слева, справа, ниже или выше, шире, раньше, дальше и т.п. Важная роль отводиться уровню развития познавательных процессов, таких как внимание и восприятие, воображение и наблюдение, мышление и память.

Кроме того, выделяют следующие виды устных заданий (упражнений):

1. Слуховые упражнения. В этом случае учащийся воспринимает числа на слух, при этом ничего не записывает и никакими справочниками и пособиям не пользуется. Задание может читаться учеником или учителем, либо можно включить магнитофонную запись. При восприятии упражнения на слух большая нагрузка приходится на память, из-за этого обучающиеся очень быстро утомляются. Но подобные задания полезны, они развивают слуховую память.

2. Зрительные упражнения. Ученики воспринимают числа зрением, в этом случае возможно использование разных наглядных пособий (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы и т.д. В этом случае запись задания облегчает вычисления, так как не надо запоминать числа. В некоторых случаях без записи трудно иногда даже невозможно выполнить упражнение. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3. Зрительно - слуховые упражнения или комбинированные. Числа воспринимаются на слух и зрением. (3)

При работе с детьми можно использовать:

- обратную связь (показывать ответы с помощью карточек).

- задания по вариантам (таким образом обеспечивается самостоятельность)

- упражнения в форме игры (например, молчанка, продолжи цепочку, стук-стук или хлопки).

Упражнения для устного счёта по форме разделяются на упражнения воспринимающиеся либо на слух, либо зрительно либо и то и другое.

Устный счёт следует использовать на первых этапах урока, если педагогу удалось правильно организовать этот этап урока, то и весь урок будет организован с математической точки зрения. (36)

К видам устных упражнений относятся - упражнения на нахождение значения математических выражений; упражнения на сравнение математических выражений, а также решение задач и логические задания.

Устные упражнения очень важный этап каждого урока. В зависимости от видов устных упражнений можно достичь различных целей. Устные упражнения представляют собой способ, с помощью которого учитель может контролировать процесс усвоения детьми определенных знаний. Используя устные упражнения, появляется возможность натренировать обучающихся решать некоторые задания. В процессе работы развиваются коммуникативные умения школьников, они учатся слушать друг друга, высказывать свои точки зрения и т.д.

Делись добром ;)