2.2 Диагностический инструментарий
Целесообразно в работе социального педагога использовать методику оказания индивидуальной помощи детям из неблагополучных семей. Общими способами этой работы являются:
- индивидуальные и групповые беседы,
- создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций;
- работа со значимыми лицами;
- переориентация индивидуальных и групповых интересов;
- тренинги и ролевые игры;
- рекомендации для чтения специальной литературы;
- привлечение специалистов-психологов и др. [5, с.157].
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия - родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т.п. Каждое из таких объединений имеют свой устав, которыми определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности [8, с. 256].
Индивидуальная помощь подросткам может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:
1. Наличие у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.
2. Наличие у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желание найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.
3. Наличие у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении; умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
4. Умение воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить её; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Поэтому, он должен выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения вариант.
5. Использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов [5, с. 158].
Приступая к работе с семьей группы риска мы использовали пакет документов, разработанные (Шакуровой М.В.) включающий:
1) Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Шакурова М.В.), которая оформляется на основе патронажа и дает представление о жилищно-бытовых условиях проживания, материальном положении, общие сведения обо всех членах семьи, тип семьи и т.д. (приложение №1)
2) Карта индивидуальной работы с учащимся, которая
характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации к учреждению образования (приложение № 2)
3) Анкета «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д. (приложение№3)
На основе матрицы семьи, анкеты о взаимоотношениях и карты индивидуальной работы с учащимся, можно выяснить, что семья относится к «группе риска».
Таким образом, есть возможность выявить экспериментальную группу «трудных» подростков-учащихся и «семьи группы риска» данных школ, нуждающейся в социально-педагогической помощи.
Все дальнейшие разработки и выводы будут доработаны и представлены в дипломной работе.
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типов семейного неблагополучия
- 1.1 Понятие «семейное неблагополучие»
- 1.2 Типы семейного неблагополучия и их влияние на отклоняющееся поведение детей
- 1.3 Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка
- Глава 2. Программно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки семьи и детства
- 2.1 Методы социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 2.2 Диагностический инструментарий
- Заключение
- Понятие «детства» и «социальная защита детства»
- 3.1. Общесоциальная профилактика семейного неблагополучия
- Типы учреждений социально-педагогической поддержки для детей группы риска
- 2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
- Причины семейного неблагополучия.
- 1.1.Понятие и сущность семейного неблагополучия.
- Тема 8. Семейное неблагополучие