2.1 Методы социально-педагогической поддержки детей группы риска
В сложном процессе социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска нельзя довольствоваться какой-то одной формой организации. Важно примять разнообразные формы, адекватные конкретной ситуации.
Составным элементом методики работы социального педагога является метод - способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы.
Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность.
В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие как «прием работы социального педагога» - составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях. Поэтому иногда методы рассматриваются как определенное сочетание, совокупность различных приемов. Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Существует множество классификаций методов работы социального педагога. Классификация общих методов деятельности может иметь следующую структуру:
- методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.);
- методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
- методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и др.).
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога выделяют следующие методы:
- диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
- профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);
- организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
- социально-экономические (денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, компенсаций, патронаж и др.);
- организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Чтобы правильно построить работу по социально-педагогической поддержке детей «группы риска», социальный педагог, прежде всего, используя методы диагностики, составляет психолого-педагогическую характеристику контингента обучающихся, при этом изучает:
- общие данные всех обучающихся (сведения о родителях, месте рождения, проживания);
- состояние здоровья обучающихся (здесь важен контакт с медицинскими работниками; особое внимание должно уделяться психическому здоровью подростков, состоянию их нервной системы);
- индивидуальные особенности обучающегося, специфику развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, действенно-практической экзистенциальной сфер личности, особенности процессов саморегуляции;
- факторы, провоцирующие девиантное поведение: особенности настроения, взгляды, система ценностных отношений, самооценка, оценка окружающей действительности, сфера интересов, потребностей и желаний;
- особенности семейного воспитания, взаимодействия в семье;
- положение обучающегося в учебной группе.
Полученные данные заносятся в специальную картотеку, содержание которой периодически обновляется в зависимости от получаемой информации.
В процессе общения с воспитанниками социальный педагог использует комплекс психолого-педагогических методов, направленных на решение различных профессиональных задач, с учетом индивидуальных качеств обучающихся.
Социальный педагог в ходе беседы с обучающимся получает информацию для определения личностных особенностей подопечного, выявления его отношения к социальной ситуации собственного развития. Вместе с тем содержание бесед должно помогать подросткам наметить пути решения проблемных ситуаций.
Для формирования позитивных жизненных взглядов, социально значимых установок в процессе индивидуальной работы с обучающимися социальный педагог использует методы убеждения. Убеждение предполагает разумное строго логическое доказательство какого-либо утверждения, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют или корректируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Большое значение имеет воздействие на мотивационную сферу обучающихся, которое предполагает использование методов стимулирования.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу воспитанника, является внушение. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда подросток пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации педагог или родители?».
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у подростков инициативы, уверенности в своих силах; развития настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умений самоконтроля, саморегуляции; совершенствование навыков социально одобряемого поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказывать методы требования и упражнения.
Одна из форм работы с семьями группы риска, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь [2, с.98].
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные оказания конкретной образовательной, посреднеческой, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр.
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типов семейного неблагополучия
- 1.1 Понятие «семейное неблагополучие»
- 1.2 Типы семейного неблагополучия и их влияние на отклоняющееся поведение детей
- 1.3 Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка
- Глава 2. Программно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки семьи и детства
- 2.1 Методы социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 2.2 Диагностический инструментарий
- Заключение
- Понятие «детства» и «социальная защита детства»
- 3.1. Общесоциальная профилактика семейного неблагополучия
- Типы учреждений социально-педагогической поддержки для детей группы риска
- 2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
- Причины семейного неблагополучия.
- 1.1.Понятие и сущность семейного неблагополучия.
- Тема 8. Семейное неблагополучие