logo
Социально-педагогическая деятельность по профилактике склонности воровства у детей младшем школьном возрасте

1.2 Понятие и проблема детского воровства как делинквентного поведения

Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью .подразделять поведение на нормальное и отклоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение человека предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение (девиантное, делинквентное) может быть охарактеризовано как взаимодействие личности с микросоциумом, нарушающее ее развитие и социализацию [45, с. 3].

Крайней формой отклоняющегося поведения несовершеннолетних, по мнению И. Дементьевой, являются правонарушения преступного характера или делинквентные проявления. Статистика регистрируемых преступлений несовершеннолетних, предлагаемая правоохранительными органами, позволяет определить характер совершаемых подростками делинквентных действий и степень распространённости каждого из них [18, с. 29].

Самыми распространёнными видами делинквентного поведения подростков, по данным правоохранительных органов РФ, являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления. Общее число несовершеннолетних нарушителей, признаваемых виновными в уголовных преступлениях, составляет более 300 тысяч в год [39, с. 81].

О нарастающей динамике детской и подростковой преступности в стране свидетельствуют следующие показатели: за один только 2008 год число убийств, совершённых несовершеннолетними, увеличилось на 20,3%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью -- на 27,3%, изнасилований -- на 6,3%, разбоев -- на 6,4% [47, с. 31].

Уровень рецидивной преступности в подростковой среде составляет 76,8%, что свидетельствует о сохраняющемся высоком семейном неблагополучии [2, с. 27].

На учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в 2011 году, дифференцирование по возрасту, состояло:

- до 13 лет - 21,9%;

- 14-15 лет - 34,2%;

- 16-17 лет - 43,9% [17, с. 29].

При этом растет удельный вес помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних, имеющих только одного родителя: от 36,7% в 2008 году до 42,1% в 2011 году, что свидетельствует о низкой дееспособности неполной семьи в выполнении социализирующей функции [60, с. 123; 60, с. 111]. В ряде независимых исследований выявлена также прямая связь между правонарушениями детей и криминализацией в семье: кто-то из родственников был судим или находится в тюрьме [1, с. 14]. По данным МВД России, 37% детей с отклоняющимся поведением живут сегодня в семьях, где есть ранее судимые [2, с. 31].

Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

И.А. Рудаковой, О.С. Ситниковой, Н.Ю. Фальчевской выделяются следующие типы делинквентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

- распространение и продажа наркотиков [45, с. 12].

Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у ребенка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению системы регуляции.

Ученые по-разному объясняют истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что "криминальный тип", в частности, есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, X. Шелдон). Третьи находят психологическое объяснение девиации, обосновывая ее "умственными дефектами", "дегенеративностью", "слабоумием" и "психопатией", как бы запрограммированностью отклонений (З. Фрейд). Есть еще и культурологические объяснения девиаций, это геническое, при котором поведение человека рассматривается как детерминированное системой функционирующих в данной культуре и отдельных субкультур правил, аналогичных грамматическим правилам, как "социальная грамматика поведения" (Р. Харре); теория "фокального" ("фокусного") взросления Дж. Коулмена, согласно которой взросление имеет квантовую природу -- трудности возникают в определенных точках развития ребенка. Свои "пики" (или "фокусы") имеют взаимоотношения ребенка с родителями, сверстниками, отношение к самому себе, процесс полового созревания, приводящие к девиациям в поведении и сознании [20, с. 24].

В настоящее время деформация жизненных ценностей привела наше общество к серьезным последствиям. Одним из них является резкое омоложение преступности. Если 10 лет назад среди преступлений, совершаемых детьми в возрасте от 10 до 14 лет, преобладали мелкие кражи и хулиганские действия, не направленные против личности (порча общественного имущества), то рост агрессивных тенденций в подростковой среде -- реальность нынешнего времени. Молодежная преступность возросла в 1,5 раза, а подростков -- почти в 2 раза (2011 г.). Обращает на себя внимание и тревожит факт увеличения числа преступлений, влекущих тяжкие телесные повреждения.

Анализ причин противоправного поведения несовершеннолетних требует изучения не только личностных качеств и свойств, но и факторов социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на формирующуюся личность, становление ее ценностно-нормативной сферы.

Осуждая детей, мы до такой степени приписываем криминальное поведение личностным диспозициям, что не принимаем в расчет ситуативные факторы. Последние исследования ученых свидетельствуют о повышении агрессивности в подростковой среде. Показатели агрессивности групп малолетних преступников и благополучных школьников существенно не отличаются. Благополучные дети стараются завышать уровень агрессивности, что отражает предпочтительность агрессивного поведения в подростковой среде. Это характеризует социальную ситуацию и существующие в ней тенденции в целом. В том невнимании и отсутствии помощи, с которыми сталкиваются дети, виноваты не только родители. Люди утрачивают способность чувствовать, растет отчуждение. «Нормальность» обозначает сегодня умение не волноваться. Родители сами являются беспомощными и невежественными детьми нынешнего времени. Это один единый образ жизни, и он все более активно осваивается, и это порождает рост детской преступности. Но вероятность этого будет меньшей, если мы откровенно признаем неблагополучие нынешней ситуации, проанализируем его и попытаемся объединить потенциал всех заинтересованных сторон в снижении детской преступности сил [10, с. 58].

Криминализация есть следствие искажения и травматизации на личностном уровне. Личность ребенка постоянно ущемляется. Хулиганство, грубость и агрессивность детей возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, учителей, сотрудников милиции.

Детское воровство - один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть [10, с. 8]. Некоторые дети воруют многократно. Среди них есть те, кто не чувствует ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже не надеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах им нечего терять. В этом случае неразоблаченная кража - чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторожно, принимают меры, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления, придумывают правдоподобные легенды, оправдывающие появление у них новых вещей. Из-за «пустяков» стараются не рисковать.

В отличие от детского немотивированного воровства и обычного воровства, клептомания, как форма поведенческой зависимости - болезненное состояние. Клептомания - психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Украденные вещи он теряет, отдает или забывает о них. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило и обычно не прилагает больших усилий чтобы «замести следы» [10, с. 54].

Клептомания, как болезнь, встречается очень редко. Столкнуться с ней в реальной жизни крайне маловероятно. Из общей популяции клептоманией страдают примерно 0,05% людей. Украденные вещи им не нужны, они их просто складывают. Истинные болезненные причины спрятаны глубоко в подсознании, они обычно формируются еще в раннем детстве.

Клептомания, как саморазрушающая форма поведения опасна, прежде всего, для самого человека, страдающего этой зависимостью. Человек, периодически находится в состоянии сильнейшего стресса. Кроме того, клептоманы страдают депрессивными состояниями, так как знают свою склонность, стыдятся ее, в результате образуется тяжелый комплекс вины, а так как они и постоянно боятся наказания за совершенные кражи, у них периодически могут возникать навязчивые страхи и расстройства сна [10, с. 56].

Если сравнивать воровство и клептоманию, можно прийти к выводу: вору интересен результат, а клептоману - процесс. В доказательство различия воровства и клептомании можно привести несколько критериев клептомании:

- чувство удовлетворенности во время акта кражи или сразу после него;

- воровство совершается в одиночку, без соучастников;

- между эпизодами воровства из магазина или других мест клептоманы могут испытывать тревогу, уныние и чувство вины, но это не предупреждает повторения акта кражи.

Еще раз повторимся клептомания - патологическая одержимость совершать кражи, возникающие импульсивно, как приступ; а воровство - действие продуманное, направленное на приобретение материальных ценностей.

М.И. Буянов рассматривает клептоманию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, он говорит о существовании некой "предрасположенности к воровству" (на генетическом уровне). Впрочем, М.И. Буянов считает, что случаи истинной клептомании очень редки, и обычно этим словом оправдывают обычное воровство [8, с. 41].

В.Я. Гиндикин, как и М.И. Буянов, также рассматривает клептоманию как редкую форму нарушения влечений. Он связывает ее с наличием психопатии или психо-патоподобного состояния [66, с. 44].

В.В. Ковалев не употребляет термин клептомания и говорит о "привычном воровстве" как форме активной реакции протеста, которая стала привычкой. Он пишет, что позывы к воровству "...ввиду относительной легкости фиксации различных форм реагирования в детском возрасте... могут закрепляться и постепенно приобретать характер истинных расстройств влечений" [21, с. 75].

Таким образом, воровство это правонарушение, но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием. До совершеннолетия ребенка ставят на учет в детскую комнату милиции с последующими профилактическими беседами со стороны работников милиции или социальных педагогов. Это вполне оправданно, если ребенок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или в группе детей. Ведь сверстники влияют на личность и социальное поведение ребенка, его ценности и систему отношений. Ребенку действительно необходимо расширение социальных контактов, создание увлечений [3, с.73].