1.1 Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность.
Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями.
Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она включает в себя 3 звена:
мотивационно-ориентировочное;
центрально-рабочее;
контрольно-оценочное.
Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные компоненты:
мотивы и учебные задачи;
учебные действия;
действия контроля и оценки.
Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра - составная часть деятельности. Следовательно, можно говорить о многообразии игр.
В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры. Это произошло потому, что главная задача школы - обучение детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют этому. Чтобы овладеть какими-то деятельностями, независимо от того, в каком виде они транслируются, нужно уже владеть другими деятельностями, которые выступают в качестве предпосылок учения. Так образуется сложная цепь зависимостей одних деятельностей от других. Овладение учебной деятельностью тесно связано с развитием ребенка. Но развитие есть там, где требуется проявление активности и самостоятельности. Ш.А. Амонашвили писал, что вез игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим нами опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:
1. Учет возрастных особенностей.
2. Использование материала различной степени трудности.
3. Использование разнообразных физминуток.
4. Построение нетрадиционных уроков.
5. Использование сюжетных игр.
6. Использование простой и емкой наглядности.
7. Применение игр-соревнований.
8. Использование нестандартных занятий.
9. Применение задач в стихах.
Соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.
Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.
Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.
Психика не зеркальное. Пассивное, а активное отражение действительности. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности.
Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Ученик проявляет себя как личность в процессе усвоения материала. Важно понять какую важность для ученика имеет учебный материал и его познавательная деятельность.
Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ученика объектах, Учитель стремиться направить активность познания ребенка на выполнение учебных задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного материала может быть различной и неадекватной требованиям учителя.
Учитель сосредотачивает внимание на логических операциях мышления, активность мысли ученика сосредоточена на примерах и описаниях. Ему кажется, что легче и важнее запомнить пример, чем правило, или наоборот, учитель стремится сосредоточить активность сознания ученика на фактическом материале, формируя умение применять правило в изменившихся фактических условиях, дети продолжают говорить о правилах и понятиях, не умея их разъяснять самостоятельно подобными примерами.
У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами.
Задача учителя - создавать условия для повышения общей познавательной активности учащихся в начальных классах, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
- Введение
- Глава I. Активизация мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста
- 1.1 Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника
- Глава II. Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики
- 2.1 Дидактические игры
- 2.2 Уроки - путешествия.
- 2.3 Математические уроки сказки
- 2.4 Веселые задачи в стихах
- 2.5 Математические загадки
- 2.6 Сказочные задачи
- 2.7 Математические сказки.