3. Приближенные вычисления в школьной математике и их возможное место
Тема “Приближенные вычисления” в школьной программе вводится в V и VIII классах, причем материал никак не связан между собой. То, что вводилось в V классе, заново вводится в VIII, но уже на других основаниях. Рассматриваются лишь некоторые задачи, приводящие к приближенным вычислениям, причем не всеми авторами. “Приближенные вычисления” сводятся к округлению и нахождению абсолютной и относительной погрешностей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что понятие точности приближения целостно не представлено в школьной математике, а значит определенного места (за исключением некоторых элементов), приближенные вычисления не имеют.
Таким образом, можно выделить двойное содержание темы:
- Общее, обязательное, предложенное всели авторами школьных учебников;
- Дополнительное, которое не вводится специальным образом, но может быть полезным при изучении других тем и помогает при решении обязательных задач.
Как отмечалось выше, в школьной программе тема вводится в пятом и в восьмом классах. И на нее отводится в среднем всего по два часа. Проанализировав учебники, было выявлено, что для обязательного изучения предлагается два алгоритма: округление и нахождение погрешности.
Таким образом, в пятом и восьмом классах изучаются одни и те же понятия, и учащимся остается неизвестным, какую роль тема играет в математике.
В то же время, в школьной математике приближенные вычисления присутствуют. Существуют темы, которые не могут обойтись без понятия точности приближения. Перечислим эти темы:
- Иррациональные числа;
- Бесконечные десятичные дроби;
- Вычисление корня n - й степени;
- Логарифмы;
- Квадратные уравнения;
- Приближенные формулы;
- Построение графиков функций;
- Предел.
Практически во всех перечисленных темах требуются знания о диапазоне разброса. Часто, без помощи МК ученик не может найти значение корня n - й степени, но ведь это можно сделать, применив знания из темы “Приближенные вычисления”.
С приближенными формулами учащиеся сталкиваются в восьмом и одиннадцатом классах. В восьмом классе, в пособии [25, с.151 - 153] приведены следующие приближенные формулы:
1) При малых значениях и верна приближенная формула
(1 + )(1 + ) 1 + + , если = , получим (1 + )21 + 2.
Отсюда следует, что если |b| мал по сравнению с |a|, то (a + b)2a2 + 2ab.
2) Если 1, 2, …, n малы по сравнению с 1, то (1 + 1)(1 + 2) … (1 + n) 1 + 1 + 2 + … + n, и потому (1 + )n 1 + n.
3) Если || мало по сравнению с единицей, то 1 -.
В учебнике для 11 класса [7] содержится ряд лабораторных работ, при выполнении которых учащиеся сталкиваются с приближенными вычислениями. В лабораторных работах встречаются следующие задания:
- Начертите примерный график скорости, изменения углового коэффициента касательной;
- Вычислите приближенно угловые коэффициенты касательных;
- Вычислите с заданной точностью;
- Найдите приближенное значение корня по приближенной формуле;
- Найдите приближенное значение корня методом последовательных приближений;
- Изучите влияние погрешности вычисления t на погрешность вычисления at
- Вычислите приближенное значение натурального логарифма числа a с помощью формулы (ax) = (ln a)ax;
- Вычислите приближенное значение интеграла с помощью интегральных сумм;
- Решите приближенно дифференциальное уравнение методом Эйлера. (Начиная с некоторой точки строится ломаная с заданным шагом. Значение функции вычисляется по формуле уравнения прямой, угловой коэффициент находится из дифференциального уравнения).
- Вычислите приближенно корни уравнения:
А) методом половинного деления;
В) методом касательных;
С) методом хорд.
Сопоставляя материал школьной программы по теме “Приближенные вычисления” с задачами, приводящими к понятиям приближенных вычислений, становится ясным, что предложенные алгоритмы (округление, накопление погрешности) не отражают направления. От учеников скрыты возможные исследовательские задачи. На самом деле, задача о приближении функций требует большого объема дополнительных знаний и недоступна для школьников. Однако, нами был обнаружен материал, связывающий школьную программу с теорией. Приближенное решение уравнений, в частности, квадратных уравнений, может вывести учеников на понятия приближенных вычислений, открыть для них новую область знаний. Возникла гипотеза, что задача о приближенном решении квадратных уравнений может быть исследовательской.
- Введение
- Глава 1. Приближенные вычисления в математике и школьной программе
- 1. Математические задачи, приводящие к необходимости развития аппарата приближенных вычислений
- 2. Тема “Приближенные вычисления” в школьной математике
- 1. Понятия, связанные с приближенными вычислениями
- 2. Анализ содержания школьных учебников
- 3. Приближенные вычисления в школьной математике и их возможное место
- Глава 2. Факультативный курс “Приближенные вычисления” для 7-8 классов
- 1. Факультативные курсы как формы дополнительного образования школьников