1.1 Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с Уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции.
Воспитатель обязан владеть глубокими и систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен: уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию, ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада.
Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.
Приведем некоторые профессиональные требования к организатору воспитательно-образовательной работы в современном дошкольном учреждении. Уровни профессионального опыта воспитателя ДОУ определяются следующими характеристиками.
Первый уровень - профессиональная грамотность. Это период профессионального становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности. Это уровень формирования профессиональной культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль деятельности в рамках возможного "функционала", т.е. овладение азбукой профессии [29, c.302].
Второй уровень - профессиональная готовность организовать других и себя на выполнение конкретных педагогических дел. Готовность воспитателя ДОУ к этой деятельности является основным элементом второго уровня, его профессионального соответствия и предполагает развитие коммуникативных, проектных, организационных способностей и профессиональной компетентности. Данный уровень соответствует должности старшего воспитателя [29,c.319].
Третий уровень - профессионально-методическая зрелость, в основе которой лежит умение воспитателя включать в свою деятельность исследовательский метод как высший показатель профессиональной готовности. На этом уровне можно говорить о сформированности у старшего воспитателя метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно-методическое и научно-педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение этой культурой прикладной педагогической деятельности позволяет воспитателю соединить исследовательскую и методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально-коллективной стратегии и тактики. Достигнув третьего уровня, старший воспитатель становиться воспитателем-методистом и получает возможность организовывать исследования педагогического коллектива.
Приведем представление о должностных обязанностях на примере старшего воспитателя, с учетом документов Министерства образования РФ.
Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ, можно представить в виде конкретных инструментов для различных направлений профессиональной деятельности педагога [15, с.615].
1) При планировании:
- прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня;
- способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий;
- создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
2) При организации воспитательного процесса:
- осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом;
- распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы;
- обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми;
- поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе;
- своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей;
- поддерживать порядок в работе, доводить начатые дела до конца.
3) При контроле воспитательной деятельности:
- разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;
- наблюдать за процессом работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;
- фиксировать результаты наблюдений;
- анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей;
- делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;
- осуществлять диагностику развития детей;
- разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;
- обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива [19, с.401].
4) При координации на уровне детского сада:
- изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений;
- корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность;
- анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей;
- регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы [20, с.119].
Воспитатель вместе с заведующей ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением и принимает участие в:
- подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
- создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
- формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;
- стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
- создании имиджа ДОУ среди населения; выборе (разработке) образовательных программ для детей; организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
- организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
- развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов;
- развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.;
- планируют учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей, предусматривая повышение квалификации воспитателей;
- помощь воспитателям в самообразовании; аттестацию воспитателей;
- составление сетки занятий по возрастным группам;
- методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
- ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; развитие преемственности ДОУ и школы;
- совершенствование работы с родителями; комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы [45, с.145].
Воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу, включая следующее:
- готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
- проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы; организует работу творческих групп;
- своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной и методической работы; ведет картотеку издаваемой учебно-методической и педагогической литературы; комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
- организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
- проводит совместные мероприятия со школой; готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
- своевременно оформляет педагогическую документацию;
- формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям [3, c.58].
Кроме того, осуществляя контроль за работой воспитателей, он:
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает занятия в группах;
- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
- организует взаимодействие в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
- регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков;
- изучает планы воспитателей по самообразованию.
Воспитатель осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.
Каждый специалист проходит определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный, общее характерно для большинства старших воспитателей:
- первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов;
- осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;
- усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий;
- обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.
- Введение
- Глава 1. Основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя
- 1.1 Профессиональные требования к воспитателю
- 1.2 Психологические основы работы воспитателя
- 1.3 Анализ педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении
- 1.4 Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста
- Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций»1
- Педагогическая практика в группах дошкольного возраста
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- 4.9. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения
- Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования
- Педагоги дошкольного учреждения Диагностика
- Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика
- 5.14. Организация логокоррекционной работы в дошкольном специальном образовательном учреждении (группе)
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении