3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с предметами, игрушками.
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). У ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И. Лисина). Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 386 с. (с. 134).
Взрослый для ребенка раннего возраста - это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность.
Общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включатся в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора.
- Введение
- 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
- 1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
- 1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 2. Разнообразие игрушек и их назначение
- 2.1 История возникновения игрушки
- 2.2 Виды игрушек
- 2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
- 3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
- 3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста
- Влияние общения на общее психическое развитие ребенка
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- 16. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
- Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста
- Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
- Влияние игрушки на психическое развитие ребенка:
- Влияние общения на общее психическое развитие ребенка