logo
Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие "Трудовое воспитание"

Такие значения как: сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявление в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.

Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [27, 97].

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие?

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личное качество, которое характеризуется прочной потребностно - мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующее - воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты: потребность в созидательно - трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы; понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание); наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; достаточно прочную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания [37,406].

Особое место в системе воспитания, помимо организации учебного процесса, занимает трудовое воспитание. Любое дело в школе: учеба, занятия театром, музыкой, спортом - есть дело, требующее приложения определенных усилий, энергии и напряжения и являющееся, в конечном счете, трудом.

Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признаться, что в любом воспитательном процессе всегда содержаться элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая, обучаем [36,15].

В школе под трудовой деятельностью школьников подразумевается скорее организация собственно физического труда. Прежде всего, это бытовое самообслуживание, включающее поддержание порядка в своей комнате, уборку зданий школы и ее территории, дежурство, соблюдение личной гигиены и пр. Но потребность человека в деятельности не может удовлетворяться только этой сферой - необходим труд, имеющий общественно - социальное значение. При этом необходим учет возрастных, физических возможностей и личных интересов.

А.С. Макаренко утверждал: "Во всяком случае труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата.

Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы…"[31,178].

В историческом развитии и в психологической возможности существуют три основных типа трудового воспитания.

Первый из них сводится к так называемой профессиональной или ремесленной трудовой школе, где труд делается предметом обучения, потому что задача школы - подготовить воспитанника к данному труду. Ничтожное образовательное значение трудовой школы ремесленного типа совершенно очевидно для всякого.

Иное положение занимает труд в образовательной системе такой школы, где он фигурирует в качестве не предмета обучения, но нового метода, т. е. средства для изучения других предметов. Если труд вводится в такую школу, то вовсе не имеется в виду самостоятельная ценность этих трудовых приемов. Когда ребенок учится выпиливать или вбивать гвозди, то забота учителя меньше всего направлена на то, чтобы научить ученика делать это возможно лучше и чище.

Если трудовые навыки в ремесленной школе - самоцель, то в школе иллюстративной они служат только средством для лучшего усвоения некоторых других предметов. И исторически, и психологически труд появляется здесь как высшее торжество наглядного метода, как последнее слово облегченной педагогики, потому что сделать наглядным - это не только демонстрировать через глаз, но вовлечь в процесс восприятия возможно большее количество органов; приблизить предмет к ребенку не только через зрение, но и осязание, движение.

Сама система и цели преподавания могут оставаться в совершенно неизменном виде, так как это обучение предполагает обучение только через руки, но чему угодно. Труд в такой системе выступает только как иллюстрация, только как лучшее средство усвоить, понять и запомнить что - либо. Другими словами, на его долю выпадает служебная, подсобная и подчиненная роль, этим и он оказывается психологически ошибочным в ряде пунктов.

Наконец, третья возможность трудовой школы и воспитания заключается в совершенно новом взгляде на труд как на основу воспитательного процесса. В такой чисто трудовой школе труд вводится не как предмет обучения, не как метод или средство обучения, но как материя воспитания. По удачному выражению одного из педагогов, не только труд вводиться в школу, но и школа - в труд. В ней труду отведено то серьезное место, которое он действительно занимает в жизни. Приобретая трудовые навыки, дети, обучающиеся в такой школе, непосредственно входят в трудовую жизнь. Именно последнее понимание трудовой школы и лежит в основе нашей коррекционной системы образования глухих детей, оно - то и нуждается в психолого - педагогическом обосновании больше всех других.