logo
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей [12].

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (см. табл. 2).

Таблица 2

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Социологические опросы

Социологические срезы

тесты

анкетирование

почтовый ящик

информационные корзины

Досуговые

Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

"Встреча Нового года"

"Масленица"

"Праздник мам"

"Праздник урожая"

"Спортивный праздник с родителями"

"Дог-шоу", "Семейные театры"

различные выставки

Познавате-льные

Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы

педагогический брифинг,

педагогическая гостиная,

проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,

устные педагогические журналы,

игры с педагогическим содержанием,

педагогическая библиотека для родителей

"КВН"

"Педагогическое поле чудес"

"Театральная пятница"

"Педагогический случай"

"Что? Где? Когда?"

"Круглый стол"

"Ток-шоу"

"Телефон доверия"

Наглядно-информационные:

информационно-ознакомительная форма;

информационно-просветительская форма

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

дни открытых дверей

открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

выставки детских работ

выставки совместных работ детей и родителей

информационные проспекты для родителей,

видеоролики о жизни ДОУ

выпуск газет,

организация мини-библиотек

использование современных технологий

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

информационные стенды

папки-передвижки

тематические выставки

минигазеты

библиотеки по основным проблемам семейной педагогики

Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как "Встреча Нового года", "Лучший папа", "Папа, мама, я - дружная семья" и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.