2. Воспитание детей в семье
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцци утверждал, что "семейные радости человека -- самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми, есть самая святая радость человечества".
Семейная педагогика охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольными учреждениями, школой, и многие частные вопросы семейного воспитания.
Педагогу, изучая семейную педагогику, необходимо учитывать некоторые общие условия правильного воспитания детей в семье.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни.
Родители, воспитывая детей, должны помнить, что в их семье растет будущий гражданин, они отвечают перед обществом и государством за воспитание детей.
В семье каждый имеет свои обязанности. Эти обязанности возлагаются и на детей, которые выполняют посильную работу и вносят свой вклад в общее дело. Дети, которые уважают труд родителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными и инициативными.
Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие считают, что цели воспитания должны ставиться в детском саду, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно. Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив перед собой определенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания.
Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель, борец за общее счастье.
Родители не должны забывать и о том, что они смогут воспитать гражданина в том случае, если они сами будут настоящими гражданами. Дети должны видеть общественное лицо родителей. Поэтому поведение родителей, их пример оказывают огромное воспитательное влияние на детей.
Родительское требование к себе, писал А.С. Макаренко, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом -- вот главный метод воспитания.
Родителям не следует опекать детей. Надо, чтобы они общались с другими детьми, но взрослые должны хорошо знать, где бывает ребенок. Детям нужно вовремя помочь, направить их, а часто и проконтролировать, как они выполняют указания родителей.
Не менее важное значение имеет правильная организация жизни семьи. Здесь все оказывает влияние на детей: распорядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, платья и квартиры и многие другие вопросы. Под влиянием жизненного уклада формируются положительные или отрицательные привычки.
Большое формирующее влияние на детей оказывает характер взаимоотношений между родителями, а также между родителями и детьми. Взаимоотношения создают своеобразную атмосферу в семье, а она, в свою очередь, определяет характер детей, их взаимоотношения с другими людьми. Если в семье господствует дух сотрудничества, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения, такая атмосфера содействует формированию человека прямого, открытого, отзывчивого, всегда готового прийти на помощь своим товарищам. И наоборот, подозрительность, недоверие, неуважительное отношение друг к другу влекут за собой проявление недоверчивости, грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере и поведении детей. ДОУ трудно противостоять такому влиянию семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
- 2.1. Семейное и общественное воспитание: общее и особенное
- Что влияет на семейное воспитание
- 119. Содержание семейного воспитания
- Сочетание семейного и общественного воспитания
- 119. Содержание семейного воспитания
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 17. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания
- Общественное или семейное воспитание?
- 13.Сущность и содержание семейного воспитания.