1.3 Роль занятий хореографией в системе дошкольного образования в творческом развитии дошкольника. Современные тенденции и проблемы
Одной из потребностей современности является обновление содержания и методики образовательной деятельности в строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими, нравственными и культурными ориентирами в жизни общества, а также возможностями конкретных учреждений и детских объединений дополнительного образования.
В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю творческую личность ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека.
Этому служит художественно-эстетическое воспитание дошкольников, и в частности ритмика и танец. Танец - незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность. Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Последнее же подразумевает необходимое развитие творчества, так как настоящий актер только тот, кто работает творчески и с душой.
Справедливо отметить, что в многочисленных кружках бального, эстрадного и народного танцев, в настоящее время, занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические отделения в школах искусств, открываются хореографические школы, причем не только в крупных городах, но и в больших районных центрах.
Исходя из актуальности раннего выявления одаренности и необходимости ее развития, выдвигаются следующие стратегии развития:
Общая стратегия
1. Ускорение обучения. Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение -- односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существуют другие его варианты.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:
1. Учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение;
2. Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие [25, с. 33-45].
2.0богащение обучения. Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.
В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию визуализацию и т.п.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегра-тивным программам. Хотя имеется много данных характеризующих одаренных детей, как хорошо приспосабливающихся, самостоятельных, более социально зрелых, тем не менее большинство педагогов рекомендуют программы всоциально-эмоциональной сфере. Они могут ориентироваться на разные цели. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на: направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Американский педагог Дороти Сиск полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высокоразвитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям. Поэтому курсы, в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны, рассматриваются как весьма желательные для таких учеников.
Программы по самоактулизации основываются на традиционных проблемах гуманистической психологии и, согласно данным исследований, положительно влияют на самооценку и межличностные отношения [27, с. 321-329].
3. Подготовка учителя для одаренных детей. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения. По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом: Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей. Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять); Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету. Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение [24, с.219].
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей и воспитателей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» педагоге.
Игра как основное средство развития творческих способностей. Несмотря на то, что в старшем дошкольном периоде у детей появляется ряд качественных изменений в психическом, физическом развитии - комплекс новообразований, где ведущими являются формирование произвольности поведения и качественно более сложно развитых психических, в частности познавательных процессов, развитие коммуникативной функции, все эти изменения происходят благодаря ведущей в этот период деятельности - игре.
Изучением игры и ее влиянием на ребенка занимались многие ученые ? А. Валлон, В. Выготский, Г Спенсер, Д.Б. Эльконин [28, с.214-256]. В игре ребенок овладевает в символической форме ? в сжатом виде всем историческим опытом человечества, что способствует его индивидуальному развитию, а также в игре ребенок учится развивать в себе навыки кооперативной (совместной) деятельности. Здесь ведущее место принадлежит взрослым, которые для детей, в частности, детей старшего дошкольного возраста являются эталоном. Именно взрослые и именно в этот период оказывают первостепенное значение для умственного, духовного, физического развития ребенка. Игровая деятельность детей позволяет детям «войти» в мир взрослых, который для них в этот период наиболее значим [30,с.84].
Именно посредством развертывания игровой ситуации, которая состоит из ряда игровых действий, происходит психологическое развитие ребенка, как существа социального. Игровое действие представляет собой предметное действие, которое со временем отделяется от него, ребенок научается самостоятельно преобразовывать мир, получая определенный результат.
Совокупность игровых действий формирует саму игру, которая в дошкольном периоде является ведущей. Игра состоит из ряда последовательных периодов: на первой стадии развития игра носит сугубо функциональный, операциональный характер, где ребенок учится манипулировать с предметами, учится их воспринимать, осязать, что способствует развитию тонкой моторики, развивается сенсомоторная сфера, которая подготавливает и способствует развитию высших психических функций. К дошкольному возрасту игра носит более опосредованный характер, функциональные игры сменяют игры, которые способствуют развитию воображения, памяти, речи, ребенок учится различать признаки предметов, при этом на каждом этапе становления и развития игры как ведущей деятельности происходит постоянное развитие познавательной - исследовательской активности ребенка. Своего наивысшего развития она получает в конце дошкольного возраста [6,с132-135].
Следует отметить, что все здание психической жизни ребенка, строиться в игре, в первую очередь это связано с развитием способности приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Это в свою очередь связано с развитием интеллектуальной сферы. Игровая деятельность способствует развитию приспособления через ее эффекты.
Таким образом, среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.
? Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития.
? Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество.
? Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты работы над художественным образом в и хореографическом коллективе дошкольников
- 1.1 Психолого-педагогические аспекты понятия художественного образа
- 1.2 Психологический портрет дошкольника
- 1.3 Роль занятий хореографией в системе дошкольного образования в творческом развитии дошкольника. Современные тенденции и проблемы
- Глава 2. Практические аспекты использования методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками
- 2.1 Диагностика уровня развития хореографической образности у дошкольника
- 2.2 Методические рекомендации по использованию методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе
- Билет 2. Любительское хореографическое творчество 20-х годов XX века
- 42. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества.
- Примерная тематика курсовых работ по учебному курсу «Педагогика народного художественного творчества»
- 1.2 Детский самодеятельный хореографически коллектив как воспитательно-образовательная среда
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- § 1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива
- 42. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества.
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.