1.2 Психологический портрет дошкольника
Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и в-третьих, дошкольный возраст - это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.
На самом деле, дошкольный возраст ? это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензетивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [10,с. 27].
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) ? это важный этап развития ребенка, когда круг его общения раздвигается до пределов сверстников, улицы, города. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается потребность в общении - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вместе с тем, как отмечает Н.А. Менчинская, среди закономерностей возрастного развития выделяется одна ? ведущая, определяющая все остальные. Она характеризуется переходом от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию. Таким образом, ведущая деятельность (игровая) определяет характер развития всей познавательной сферы ребенка и развитие личности в целом [17,с.125].
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков игры, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов [14,с.21].
Психическое развитие дошкольника преимущественно определяется важной ролью такой деятельности в этом возрасте какой является игра (ролевая игра). Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности как в игре.
У ребенка как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентации.
Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных способностей [28,с.46].
Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), составляющих первичное знание ребенка о мире. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью, диапазоном широты и устойчивости, она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность (Дж. Берлайн, М.И. Лисина) ко всему новому для ребенка. Исследовательская активность завершается приобретением знания, первичным пониманием [10,с.251].
По мере умственного и творческого развития ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному, что можно наблюдать в старшем дошкольном возрасте. Расширяется исследовательский диапазон, и появляются возможности к исследованию определенных отношений, причин и следствий, развитие осуществляется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которыми определяется избирательность творческого научения ребенка. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности перехода к более высокому этапу в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка [27,с.224].
Процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения скрытых, не заданных явно элементов и отношений. Во многих случаях, по мнению С.Л. Рубинштейна, эти явно не заданные отношения "скрыты" ранее усвоенными знаниями, сформированными стереотипами, сложившимися установками. Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой "нерешаемой" проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования "не относящихся к делу", побочных продуктов деятельности латеральных форм мышления (Я.А. Пономарев) [22,с.156].
В целом, общее развитие детей дошкольного возраста, с точки зрения и педагогики и психологии в целом, зависит от целого ряда причин - наследственных - биологических особенностей нервной системы, головного мозга, от условий развития ребенка в первые годы жизни, от характера взаимодействия социальных факторов - особенности общения с родителями, общего физического состояния, микросреды, в которых рос ребенок. Кроме того, особая роль принадлежит микросреде, насколько взрослые, близкие ребенка способствуют развитию познавательной активности ребенка, насколько они сами стимулируют развитие исследовательских манипуляций ребенка с предметами.
В основу этого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты работы над художественным образом в и хореографическом коллективе дошкольников
- 1.1 Психолого-педагогические аспекты понятия художественного образа
- 1.2 Психологический портрет дошкольника
- 1.3 Роль занятий хореографией в системе дошкольного образования в творческом развитии дошкольника. Современные тенденции и проблемы
- Глава 2. Практические аспекты использования методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками
- 2.1 Диагностика уровня развития хореографической образности у дошкольника
- 2.2 Методические рекомендации по использованию методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе
- Билет 2. Любительское хореографическое творчество 20-х годов XX века
- 42. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества.
- Примерная тематика курсовых работ по учебному курсу «Педагогика народного художественного творчества»
- 1.2 Детский самодеятельный хореографически коллектив как воспитательно-образовательная среда
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- § 1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива
- 42. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества.
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.