logo
Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Анкетирование родителей и педагогов;

3. Наблюдение;

4. Антропометрия;

5. Педагогическое тестирование физической подготовленности;

6. Анализ документации;

7. Педагогический эксперимент;

8. Методы математической обработки.

В анализе научно-методической литературы рассматривались следующие вопросы: понятие адаптации и проблемы адаптации младших дошкольников при поступлении в детский сад; особенности физического развития и физического воспитания детей; пути и способы предупреждения дезадаптации; использование средств физической культуры в работе с вновь поступившими детьми. В ходе написания работы было проанализировано 58 источника. Из них 40 - российских, 5 - зарубежных авторов, 11 - научно-методической литературы, 2 - научных исследований.

Анкетирование проводилось с целью - определить готовность детей 2-3 лет к поступлению в дошкольное учреждение. Суть: родителям и педагогам предлагаем ответить на ряд вопросов, ответы фиксировались по количеству и качеству ответов, судили о понимании родителями и педагогами проблемы адаптации.

Наблюдение, как основной метод исследования, использовался для фиксации изменений, происходящих с детьми и их родителями в период исследования. Цель данного наблюдения - определить сроки и степень адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Антропометрия использовалась для выявления состояния физического развития детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ. Измерялись вес, рост, окружность головы, окружность грудной клетки, что позволило констатировать состояние физического развитие на начало и конец эксперимента.

С целью выявления физической подготовленности использовали методику Г.Ломакиной (2007).

Тест 1. Цель: определить координационные способности.

Ребенок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см - тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, проходит эту линию, не касаясь ограничений.

Тест 2. Цель: определить координационные способности с волевыми проявлениями.

Ребенок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки) высотой 20 см в круг диаметром 80 см.

Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом ограничители круга.

Тест 3. Цель: определить выносливость детей, умение бежать без остановки, частоту координационных способностей.

Дети должны медленно бежать, непрерывно в течение 1 мин. Упражнения выполняется вместе с воспитателем, который бежит впереди, задавая посильный для детей темп.

Тест 4. Цель: определить силовые и координационные способности.

Дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5 м.

Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У э снования стенки обязательно должен лежать мат.

Тест 5. Цель: определить точность движений.

Дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15-20 см и поймать его. Расстояние между бросающим и ловящим - 1,5 м.

Тест считается выполненным, если ребенок из 3 раз поймал мяч 2 раза.

Тест 6. Цель: определить силу мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами.

Ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой предмета игрушки, поднятого на высоту 15 см от вытянутой руки.

Тест считается выполненным, если из 3 попыток ребенок дважды сумел достать рукой игрушку.

Анализ документации использовали для изучения анализа развития ребенка, а также заболеваемости вновь поступивших детей в период адаптации и после него.

Суть формирующего эксперимента заключалась в апробации системы, включающем в себя комплексную программы мероприятий, направленной на повышение эффективности периода адаптации детей 2-3 лет в ДОУ, вновь поступивших в МБДОУ №230 города Краснодара.

Полученные результаты обрабатывались с помощью общепринятых методов математической статистики (Н.Е. Гмурман, 2007; G.M. Lord, M.Kovic, 2008).

Определялись:

суммарный показатель;

среднее арифметическое;

ошибка среднего арифметического;

среднее квадратическое отклонение;

Достоверность различий определялась по t - критерию Стьюдента.