2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Анкетирование родителей и педагогов;
3. Наблюдение;
4. Антропометрия;
5. Педагогическое тестирование физической подготовленности;
6. Анализ документации;
7. Педагогический эксперимент;
8. Методы математической обработки.
В анализе научно-методической литературы рассматривались следующие вопросы: понятие адаптации и проблемы адаптации младших дошкольников при поступлении в детский сад; особенности физического развития и физического воспитания детей; пути и способы предупреждения дезадаптации; использование средств физической культуры в работе с вновь поступившими детьми. В ходе написания работы было проанализировано 58 источника. Из них 40 - российских, 5 - зарубежных авторов, 11 - научно-методической литературы, 2 - научных исследований.
Анкетирование проводилось с целью - определить готовность детей 2-3 лет к поступлению в дошкольное учреждение. Суть: родителям и педагогам предлагаем ответить на ряд вопросов, ответы фиксировались по количеству и качеству ответов, судили о понимании родителями и педагогами проблемы адаптации.
Наблюдение, как основной метод исследования, использовался для фиксации изменений, происходящих с детьми и их родителями в период исследования. Цель данного наблюдения - определить сроки и степень адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
Антропометрия использовалась для выявления состояния физического развития детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ. Измерялись вес, рост, окружность головы, окружность грудной клетки, что позволило констатировать состояние физического развитие на начало и конец эксперимента.
С целью выявления физической подготовленности использовали методику Г.Ломакиной (2007).
Тест 1. Цель: определить координационные способности.
Ребенок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см - тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, проходит эту линию, не касаясь ограничений.
Тест 2. Цель: определить координационные способности с волевыми проявлениями.
Ребенок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки) высотой 20 см в круг диаметром 80 см.
Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом ограничители круга.
Тест 3. Цель: определить выносливость детей, умение бежать без остановки, частоту координационных способностей.
Дети должны медленно бежать, непрерывно в течение 1 мин. Упражнения выполняется вместе с воспитателем, который бежит впереди, задавая посильный для детей темп.
Тест 4. Цель: определить силовые и координационные способности.
Дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5 м.
Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У э снования стенки обязательно должен лежать мат.
Тест 5. Цель: определить точность движений.
Дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15-20 см и поймать его. Расстояние между бросающим и ловящим - 1,5 м.
Тест считается выполненным, если ребенок из 3 раз поймал мяч 2 раза.
Тест 6. Цель: определить силу мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами.
Ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой предмета игрушки, поднятого на высоту 15 см от вытянутой руки.
Тест считается выполненным, если из 3 попыток ребенок дважды сумел достать рукой игрушку.
Анализ документации использовали для изучения анализа развития ребенка, а также заболеваемости вновь поступивших детей в период адаптации и после него.
Суть формирующего эксперимента заключалась в апробации системы, включающем в себя комплексную программы мероприятий, направленной на повышение эффективности периода адаптации детей 2-3 лет в ДОУ, вновь поступивших в МБДОУ №230 города Краснодара.
Полученные результаты обрабатывались с помощью общепринятых методов математической статистики (Н.Е. Гмурман, 2007; G.M. Lord, M.Kovic, 2008).
Определялись:
суммарный показатель;
среднее арифметическое;
ошибка среднего арифметического;
среднее квадратическое отклонение;
Достоверность различий определялась по t - критерию Стьюдента.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1.1 ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД
- 1.2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
- 1.3 ПУТИ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД
- 1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ВНОВЬ ПОСТУПИВШИМИ ДЕТЬМИ
- ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Адаптация детей к детским учреждениям и больнице
- Тема: « Гигиенические аспекты адаптации детей к детским образовательным учреждениям».
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- Адаптация ребенка в детском саду
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- Туризм как средство социальной адаптации воспитанников детского дома