1.2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Возраст 2-3 года - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. У детей этого возраста многие функциональные системы, в частности система терморегуляции, еще не достаточно развиты, поэтому при неблагоприятных внешних условиях малыши достаточно легко перегреваются и переохлаждаются, что приводит к простудным заболеваниям (В.В. Сударь, 2003; О.А. Медведева, 2011).
Третий год жизни является одним из сензитивных периодов: дети быстро воспринимают новые знания и навыки при общении со сверстниками и взрослыми, в играх и на занятиях. Физическое развитие ребенка - процесс непрерывный (Г.А.Ломакина, 2007).
На каждом возрастном этапе он характеризуется соотношением его показателей с темпами созревания физиологических структур, которые по сравнению с предыдущим годом значительно ниже.
Основные показатели физического развития ребенка третьего года жизни представлены в таблице. 1
Таблица 1
Основные показатели физического развития детей 3-го года жизни
Пол |
Длина тела (см) |
Масса тела (кг) |
Окружность грудной клетки (см) |
|
Мальчики |
92-99 |
13,7-16,1 |
50,03-54,7 |
|
Девочки |
91-99 |
13,1-16,7 |
49,8-53,9 |
Физиологи считают, что уровень физического развития является одним из значимых критериев зрелости организма и, в свою очередь, оценивается также по показателям качества сна малыша, аппетита, эмоционального состояния, поведения в быту, уровня самостоятельности, активности, характеру общения со сверстниками и взрослыми (О.А. Медведева, 2011). К этому следует добавить также уровень развития приобретенных двигательных навыков и действий (ходьба, бег, лазанье), степень сформированности элементарных гигиенических навыков, умение ориентироваться в пространстве и подражать взрослым в воспроизведении уже знакомых, и новых видов движений (В.С. Мухина, 1988).
В возрасте 2-3 лет ребенок овладевает достаточно устойчивым навыком ходьбы. Этот навык сам по себе является стимулирующим фактором для совершенствования физического и нервно-психического развития, которые тесно связаны между собой. На основе ходьбы строится двигательная активность ребенка, которая в свою очередь способствует формированию новых навыков - бега, прыжков на месте. Это обогащает двигательную деятельность малыша, делает ее более разнообразной.
К моменту поступления в детский сад, ребенок уже может лазать по вертикальной лесенке любым удобным для него способом, бегать в заданном направлении, перешагивать через невысокие предметы, лежащие на полу. Он постепенно овладевает умением спрыгивать с предметов высотой 10-15 см. С помощью взрослого может качаться на качелях, скатываться с горки на санках (Г.В. Глушакова, 2004).
Как уже отмечалось, возраст от 2 до 3 лет является благоприятным периодом для овладения различными навыками, в том числе и двигательными. Поэтому не следует упускать такую возможность воспитателям. В период адаптации, приобщать малыша к разнообразным движениям, соблюдая при этом меру и осторожность, не допуская его перегрузки и утомления (С.Г. Кудрявцева, 2005).
На третьем году жизни дети под руководством воспитателя занимаются физическими упражнениями, прежде всего общеразвивающими. Более сложными движениями ребенок сможет выполнять позже, так он хорошо овладеет общеразвивающими упражнениями. Полезные упражнения - лазанье, перелезание через низко положенные предметы, катание, бросание, ловля мяча, которые он может освоить в играх (Т.Р. Богина, 2005).
Для общего развития ребенка чрезвычайно важно своевременно приобщать его к физической культуре по мере привыкания к детскому саду (Г.В. Глушкова, 2004). Для этого систематическим занятия физическими упражнениями достаточно времени отведено в режиме дня. Для ребенка ее продолжительность - 4-6 минут.
Утренняя гимнастика для малышей состоит из четырех-шести упражнений общеразвивающего характера (упражнения для рук, ног, приседания, прыжки, повороты туловища) (Н.В. Белкина, 2001). Таким образом, физическая нагрузка равномерно распределяется на разные группы мышц. Это является общим правилом при выборе любых комплексов упражнений в разных формах двигательной деятельности.
Воспитание здорового, разносторонне развитого ребенка требует большого внимания со стороны детского сада и родителей. Им необходимо решать многие задачи совместно - заботиться о том, чтобы ребенок не только приобретал определенный объем знаний, но и овладевал полезными умениями и навыками, необходимыми для его общего развития.
Успешность физического воспитания, физического развития детей 2-3 лет в период адаптации во многом зависят от благоприятных гигиенических условий жизнедеятельности ребенка, правильно организованной предметной среды, правильно организованного адаптационного режима, четкого выполнения распорядка дня, обеспечения в детском саду и семье комфортной психологической обстановки (Н.Д. Ватутина, 1999).
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1.1 ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД
- 1.2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
- 1.3 ПУТИ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД
- 1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ВНОВЬ ПОСТУПИВШИМИ ДЕТЬМИ
- ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Адаптация детей к детским учреждениям и больнице
- Тема: « Гигиенические аспекты адаптации детей к детским образовательным учреждениям».
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- Адаптация ребенка в детском саду
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- Туризм как средство социальной адаптации воспитанников детского дома