logo search
Ответы автушко

4. Словарно-орфографическая работа в начальных классах.

Под словарно-орфографической работой понимается работа с непроверяемым написаниями, т.е. написаниями, не регулируемыми правилами.

Содержание словарно-орфографической работы в начальных классах достаточно четко определено. Списки, представляющие лексико-орфографический минимум, представлены в конце всех действующих учебников. В перечне этих сов с непроверяемыми орфограммами преобладают слова с безударными гласными. Также представлены слова с удвоенными согласными. Есть слова с непроизносимыми согласными. С позиции принадлежности к части речи в минимуме представлены имена существительные. Помимо существительных есть ряд имен прилагательных и имен числительных.

Как известно, непроверяемые орфограммы регулируются традиционным или историческим принципом русской орфографии. В соответствии с этим принципом слова пишутся по традиции так, как сложилось исторически. Следовательно, в процессе работы над непроверяемыми орфограммами учитель должен обеспечить запоминание каждого слова индивидуально. Исходя из этого при знакомстве с новым словом с непроверяемой орфограммой учителю необходимо активизировать работу всех анализаторов: зрительный, слуховой, рече-двигательный, руко-двигательный. Рекомендуется такая последовательность работы над новым словом:

1) Обычно слово предъявляется детям на демонстрационной карточке (типографический способ), где орфограмма выделена другим цветом. Т.о. подключается зрительный анализатор;

2) Учитель демонстрирует детям орфографически правильное произношение, а затем использует орфографическое послоговое проговаривание. Подключается слуховой анализатор;

3) С целью подключения рече-двигательного анализатора используется хоровое орфографическое проговаривание;

4) Чтобы обеспечить работу руко-двигательного анализатора, детям рекомендуется обычно записать новое слово несколько раз (например, сколько войдет в строку).

Новые слова рекомендуется вводить в начале урока, чтобы иметь возможность провести их через все виды упражнений на уроке. Это связано с тем, что в начале работы со словом эффективным считается концентрированное повторение, которое постепенно сменяется в рассредоточенное подкрепление с определенным временным промежутком. Для закрепления необходимо использовать многочисленные и разнообразные упражнения, чтобы обеспечить прочное запоминание графического образа слова.

В современной методике разработано много словарно-орфографических упражнений:

1) По способу предъявления материала:

- словарные диктанты;

- осложненное списывание;

- картинные диктанты;

- предметные диктанты;

- запись отгадок к загадкам;

- запись слова по его лексическому значению;

- запись обобщающего слова к ряду однородных.

2) По характеру дополнительных заданий:

- расставить ударение;

- подчеркнуть орфограммы;

- составить словосочетание, предложение.

3) По способу проверки:

- традиционная проверка;

- взаимопроверка;

- самопроверка (разные виды):

* по словарю;

* по ключу.

Характер упражнений и заданий определяется конкретными задачами учителя и особенностями трудных слов. Так, в работе над некоторым из них необходимо обратить внимание не только на орфографию, но и на орфоэпическую сторону. Некоторые слова требуют дополнительной работы с грамматической точки зрения. Упражнения следует выбирать такие, которые включают изучаемые слова в контекст. Современные методисты ищут пути, которые позволили бы ориентировать работу с непроверяемыми написаниями не на механическое запоминание, а на сознательное усвоение. Одним из таких путей в частности считается элементарный этимологический анализ.