4. Словарно-орфографическая работа в начальных классах.
Под словарно-орфографической работой понимается работа с непроверяемым написаниями, т.е. написаниями, не регулируемыми правилами.
Содержание словарно-орфографической работы в начальных классах достаточно четко определено. Списки, представляющие лексико-орфографический минимум, представлены в конце всех действующих учебников. В перечне этих сов с непроверяемыми орфограммами преобладают слова с безударными гласными. Также представлены слова с удвоенными согласными. Есть слова с непроизносимыми согласными. С позиции принадлежности к части речи в минимуме представлены имена существительные. Помимо существительных есть ряд имен прилагательных и имен числительных.
Как известно, непроверяемые орфограммы регулируются традиционным или историческим принципом русской орфографии. В соответствии с этим принципом слова пишутся по традиции так, как сложилось исторически. Следовательно, в процессе работы над непроверяемыми орфограммами учитель должен обеспечить запоминание каждого слова индивидуально. Исходя из этого при знакомстве с новым словом с непроверяемой орфограммой учителю необходимо активизировать работу всех анализаторов: зрительный, слуховой, рече-двигательный, руко-двигательный. Рекомендуется такая последовательность работы над новым словом:
1) Обычно слово предъявляется детям на демонстрационной карточке (типографический способ), где орфограмма выделена другим цветом. Т.о. подключается зрительный анализатор;
2) Учитель демонстрирует детям орфографически правильное произношение, а затем использует орфографическое послоговое проговаривание. Подключается слуховой анализатор;
3) С целью подключения рече-двигательного анализатора используется хоровое орфографическое проговаривание;
4) Чтобы обеспечить работу руко-двигательного анализатора, детям рекомендуется обычно записать новое слово несколько раз (например, сколько войдет в строку).
Новые слова рекомендуется вводить в начале урока, чтобы иметь возможность провести их через все виды упражнений на уроке. Это связано с тем, что в начале работы со словом эффективным считается концентрированное повторение, которое постепенно сменяется в рассредоточенное подкрепление с определенным временным промежутком. Для закрепления необходимо использовать многочисленные и разнообразные упражнения, чтобы обеспечить прочное запоминание графического образа слова.
В современной методике разработано много словарно-орфографических упражнений:
1) По способу предъявления материала:
- словарные диктанты;
- осложненное списывание;
- картинные диктанты;
- предметные диктанты;
- запись отгадок к загадкам;
- запись слова по его лексическому значению;
- запись обобщающего слова к ряду однородных.
2) По характеру дополнительных заданий:
- расставить ударение;
- подчеркнуть орфограммы;
- составить словосочетание, предложение.
3) По способу проверки:
- традиционная проверка;
- взаимопроверка;
- самопроверка (разные виды):
* по словарю;
* по ключу.
Характер упражнений и заданий определяется конкретными задачами учителя и особенностями трудных слов. Так, в работе над некоторым из них необходимо обратить внимание не только на орфографию, но и на орфоэпическую сторону. Некоторые слова требуют дополнительной работы с грамматической точки зрения. Упражнения следует выбирать такие, которые включают изучаемые слова в контекст. Современные методисты ищут пути, которые позволили бы ориентировать работу с непроверяемыми написаниями не на механическое запоминание, а на сознательное усвоение. Одним из таких путей в частности считается элементарный этимологический анализ.
- 1. Формирование языковых понятий у младших школьников. Этапы формирования понятий. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения понятий.
- 2. Природа орфографического навыка как основа методики его формирования.
- 3. Методика изучения правил правописания.
- 4. Словарно-орфографическая работа в начальных классах.
- 5. Система орфографических упражнений.
- 6. Условия формирования навыков правописания.
- 7. Грамматическое и антиграмматическое направление в методике обучения орфографии.
- 8. Структура навыка правописания. Специфично-орфографические и общеязыковые операции.
- 9. Развитие орфографической зоркости.
- 10. Особенности изучения орфографии в системе развивающего обучения Давыдова-Эльконина.