Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
Душа (psyche) и наука (logos) — так еще в XVI в. на основании греческих слов определялась сущность психологии. В современном понимании следует говорить о психологии как науке, изучающей доступные измерению проявления души. Исходя из такого определения психология включает в свое поле множество отдельных, часто имеющих самостоятельный статус, областей. Современная педагогика изучает различные вопросы, проблемы и аспекты процессов и методов обучения, воспитания, образования и развития человека. Таким образом, можно говорить о тесном переплетении целей и задач обеих наук.
Р и с. I. Основные области, изучающие разные аспекты психологии как «науки о душе». Данную схему следует рассматривать как некую сеть, в которой различные области имеют в той или иной степени выраженные связи
Рассмотрим краткие характеристики некоторых областей психологии (рис.1). В процессе рассмотрения специфику отдельных областей будем анализировать как с позиций психологической, так и с позиций педагогической проблематики. При изложении психологических аспектов в качестве основного стержня будем рассматривать проблемы когнитивной психологии (от англ. cognition — знание) и психологии личности. Такая ориентация является естественной для наших целей, ввиду того, что именно вопросы формирования личности, воспитания и обучения представляют собой основу и психологической педагогики, и педагогической психологии.
Со времени своего возникновения в начале 60-х годов в основе когнитивной психологии лежит информационный подход к психологическим аспектам деятельности, в рамках которого рассматриваются вопросы закономерностей и характеристик познавательной деятельности, приобретения и оперирования знаниями.
Таким образом, специфика различных областей психологии с точки зрения развития и протекания когнитивных процессов заключается в изучении закономерностей приема и переработки информации, представления, структурирования и оперирования знаниями. В прикладном смысле изучение и использование знаний о когнитивных процессах направлено на практическое применение, в том числе и в педагогическом процессе, знаний о закономерностях восприятия, мышления, распознавания образов, внимания, запоминания, хранения информации, воображения, формирования целей и подцелей деятельности.
В более широком плане знания, касающиеся когнитивных процессов и процессов формирования личности, активно используются специалистами разных отраслей для решения проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта и робототехники. Причем следует заметить, что продвижение в решении практически всех перечисленных вопросов в той или иной степени может и должно быть использовано при решении педагогической проблематики.
Например, при разработке современных систем компьютеризации образовательного процесса важнейшее значение приобретают вопросы правильной, адекватной характеристикам восприятия человека, организации систем представления данных, правильной, адекватной закономерностям мышления человека, организации систем структурирования учебного материала.
С учетом сказанного перейдем к описанию характеристик отдельных областей психологии, в первую очередь обращая при этом внимание на связь с вопросами приобретения знаний и формирования личности.
Возрастная психология—область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития. Основные направления возрастной психологии связаны с исследованием периодов развития человеческой личности: стабильных и кризисных участков жизни, степени индивидуализации отдельных периодов развития личности, определением эмоциональных, личностных, интеллектуальных, социальных критериев, и нормативов для каждого возрастного этапа.
С точки зрения возрастной психологии нормальным является эффект возрастных кризисов, часто возникающих при смене статических периодов развития личности. В частности, подростковый и юношеский кризисы объективно связаны с неравномерностью развития и созревания различных структур мозга, функций психики и обменных процессов. Проявление кризисов обычно связано с такими явлениями, как негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость, частая смена интересов и мотиваций, депрессия, завышенная или заниженная самооценка.
Зоопсихология (психология животных) — раздел психологии, изучающий проявления и закономерности возрастного развития психики животных, развитие и изменение поведения животных в процессе эволюции. Сравнительный аспект изучения психики животных разного уровня развития особенно интересен в связи с попытками выяснения «качественных» скачков в развитии отдельных функций (восприятия, памяти, интеллекта, навыков, инстинктов, способности к обучению и пр.). В работе такого рода исследователь должен избегать опасности отождествления действий животного с осознанным поведением человека, с одной стороны, и не представлять животных как систему с чисто автоматическим поведением.
Дифференциальная психология — раздел, изучающий как психологические различия между отдельными конкретными личностями, так и различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, национально-культурных и других групп людей. В частности, кросскультурные различия в моральных, нравственных нормативах, в нормах поведения, обычаях, способах общения, восприятия внешнего мира. Характерный пример особенностей восприятия у людей разных национально-культурных групп: дети эскимосов знают до 92 разновидностей снега и льда, африканские племена — до сотни разновидностей съедобных кореньев.
Психогенетика — раздел, исследующий различные аспекты взаимоотношений наследственных (генетических) факторов и факторов среды при формировании человеческой личности. Измерению подвергаются различные характеристики восприятия, мышления, темперамента и т. д. Специфическими для психогенетики являются методы сравнения психики однозиготных близнецов (имеющих идентичный набор генов) при их воспитании в одних или разных социальных условиях; методы сравнения психики приемных детей, воспитываемых в одной семье, но имеющих разных биологических родителей.
Общая психология — раздел психологии, изучающий вопросы методологии, теории и истории психологической науки, общие закономерности формирования и функционирования психики, формулирующий задачи отдельных областей психологии.
Психология труда—раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности, в частности динамику работоспособности человека в зависимости от различных условий, пути формирования профпригодности и профориентации, оптимизацию личностных отношений в коллективе.
Космическая психология — изучает закономерности психики в условиях «пространственной напряженности»: (перемещение в пространстве при отсутствии силы тяжести, площади опоры), «сенсорного дефицита» (длительное пребывание в замкнутых пространствах ограниченного объема, в условиях ограничения сенсорной информации), малого фиксированного коллектива (психологическая совместимость членов экипажа, распределение ролевых функций в процессе групповой деятельности, предсказание и локализация конфликтных ситуаций на основе изучения личностных характеристик членов экипажа и т.д.).
Патопсихология — отрасль, изучающая отклонения в психической деятельности и состоянии личности при патологических состояниях мозга, связанных с различными психическими или соматическими заболеваниями.
Психотерапия — оказание психологической помощи здоровым людям при возникновении у них психологических затруднений, с одной стороны, и лечение пациентов с помощью средств психологического воздействия при наличии у них измененных состояний сознания и подсознания, с другой стороны. Основные методы психотерапии связаны с процессами выявления, осознания и многократного анализа скрытых и явных переживаний, эмоциональных конфликтов и затруднений.
Социальная психология—изучает закономерности взаимодействия больших и малых групп людей: проблемы отношений внутри и между различными социальными слоями населения, проблемы отношений лидера и коллектива, проблемы межкультурных влияний, проблемы формирования группового сознания при использовании средств массовой информации, авторитета формального и неформального лидера.
Психология менеджмента — изучает психологические аспекты организации работы коллективов людей с максимальным учетом их интересов, индивидуальных склонностей, мотиваций, интеллектуальных и творческих способностей. В этом смысле психологическая основа менеджмента — это правильная расстановка и подбор кадров, установление правильной системы вознаграждений и заинтересованности в результатах работы, что ведет в конечном счете к резкому повышению качества продукции и ее спроса.
Психология творчества — изучает закономерности создания новых оригинальных идей и устройств в науке, технике, искусстве, особенности психической деятельности людей, проявляющиеся в ходе творчества.
Педагогическая психология — исследует закономерности формирования дидактических процессов (методов и приемов обучения и воспитания), основанных на максимальном использовании педагогом всей суммы знании о специфике восприятия, переработки информации, структуре мотивационной и эмоциональной сферы учащихся, их интеллектуальных и творческих способностях.
Психологическая педагогика — представляет собой направление, призванное соединить творческие усилия педагога, психолога и ученика, сделать их партнерами в процессах обучения, воспитания и формирования личности. Целью психологической педагогики является достижение «равновесия души и глагола» в ходе непрерывного образовательного процесса.
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список