Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
Рассмотрим примеры наиболее распространенных тестовых комплексов (7,196—198)—тесты общих способностей, или, как их еще называют, тесты интеллекта. К наиболее известным тестам интеллекта относятся тесты Векслера (WAIS-тесты), предназначенные для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. WAIS-тест состоит из 6 вербальных и 5 невербальных субтестов.
1. Субтест общей осведомленности, состоящий из 29 вопросов типа «из чего делают» (название продукта) или «что такое» (название науки).
2. Субтест общего понимания, направленный на оценку способности к решению предлагаемой задачи, к порождению (выводу) суждений, пониманию смысла. Например, «что означает» (пословица, поговорка).
3. Арифметический субтест. Направлен на оценку способностей и времени решения простых задач, типа «если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и заплатил полтинник, какова должна быть сдача».
4. Субтест установления сходства понятий, включающий задания типа «что общего между» (пара понятий). Оценивает способности к аналогиям, суждениям, классификации и т.д.
5. Субтест повторения рядов чисел, расположенных в прямом и обратном порядке.
6. Словарный субтест, содержащий задания по объяснению смысла слов (понятий) разной сложности, типа: «стол» (простое), «храм» (средняя сложность), «балласт» (сложное).
7. Субтест шифровки цифр геометрическими символами. Испытуемым дается набор цифр и соответствующих им символов. Задание состоит в оценке времени и правильности написания под каждой цифрой «экзаменационной» таблицы соответствующего этой цифре знака.
8. Субтест нахождения недостающих деталей на изображениях некоторого набора.
9. Субтест построения фигур из кубиков, содержащих на своих гранях фрагменты изображений. В качестве образцов при этом предлагаются целые изображения.
10. Субтест организации последовательности картинок в соответствии с заданным сюжетом.
11. Субтест проверки способностей к организации целой картинки из ее частей.
В качестве количественных оценок выраженности способностей в тестах используются значения коэффициента интеллекта (IQ), причем определяется как общий IQ, так и частные IQ — вербальный и невербальный. Содержательный смысл стандартизированного IQ-показателя заключается в оценке величины результатов тестирования данного испытуемого на некоторой стандартизированной по большому количеству людей шкале оценок. Так, значения IQ в пределах 40—70 единиц соответствуют разной степени умственной отсталости, 90—109—«норме», 120—129—высокому уровню интеллекта.
Для сравнения областей пересечения разных тестов приведем схему описания еще одного теста интеллекта: теста структуры интеллекта Амхауэра (ISI-тест). Этот тест включает 9 субтестов и предназначен для оценки уровня интеллекта людей от 13 до 61 года.
1. Субтест логического мышления, содержащий задачи на анализ способностей к заканчиванию фраз одним из слов, приведенных в меню.
2. Исследование способностей к абстрагированию, включающее задачи по выявлению в наборе из 5 (нескольких) слов одного, не имеющего с остальными смысловой связи.
3. Анализ способностей к установлению аналогий. В качестве образца в задании дается пара слов, связанных аналогией. Требуется проведение подбора пары к третьему слову из предлагаемого набора слов.
4. Анализ способностей к классификации. Испытуемый должен обозначить два слова одним общим понятием.
5. Способность к решению арифметических задач. Субтест содержит 20 задач, время выполнения 10 минут.
6. Анализ индуктивности мышления. Субтест включает 20 заданий по установлению закономерностей числового ряда.
7. Пространственное мышление. Субтест включает задачи по установлению соответствия двух наборов изображений: изображений целых геометрических фигур и изображений тех же фигур, расчлененных на слегка раздвинутые части.
8. Способность к идентификации двух наборов кубиков, с нанесенными на их грани геометрическими рисунками. Кубики в наборах имеют различное пространственное расположение.
9. Субтест на внимание и память. Включает таблицу для запоминания 25 слов некоторой категории, например, цветы, животные и т. п.
Время запоминания 3 минуты. Затем на этапе «экзамена» испытуемые должны найти одно из запомненных слов в ряду из 5 новых.
Приведенные примеры тестовых заданий отличаются тем, что именно для них наработано большое количество результатов измерений на больших контингентах испытуемых, что дало возможность построения для каждого из тестов таблиц определяющих усредненные значения коэффициентов способностей для каждого из вновь испытуемых.
Анализ рассмотренных выше и других подобных им тестов развития интеллекта и общих способностей показывает, что эти тесты могут быть расположены в центре некоторой условной шкалы (рис. 42). Расположение групп тестов на такой шкале отражает их «нагруженность» специальными знаниями по отдельным предметным областям. Расположенные в центре шкалы тесты интеллектуальных способностей представляют собой классические тесты, требующие минимального объема специальных предметных знаний и реализующие тем самым классическую идею тестирования — получение сведений об интеллекте на основании измерения общих неспецифических знаний и способностей.
Расположенные ближе к одному из полюсов тесты достижений в отличие от тестов интеллекта предназначены для определения уровня образования испытуемого после окончания курса обучения. Эти тесты ориентированы, таким образом, на оценку достижений индивида в результате обучения. Эти тесты направлены на анализ результатов обучения в конкретной области и не связаны в отличие от тестов интеллекта и общих способностей с оценкой прогноза развития способностей вообще.
Среди тестов достижений обычно выделяют две основные группы: широко- и узкоориентированные тесты. Обе группы содержат большое количество различных конкретных тестов. Среди широкоориентированных методик тестирования распространены в основном тесты на определение понимания принципов той или иной области знаний. Например, активно используемый Станфордский тест достижений (SAT) содержит несколько батарей для тестирования детей разного возраста и, следовательно, разного багажа знаний, тесты SAT стратифицированы в отношении этнических групп, географических регионов, уровней дохода населения и типов школ США.
-
Р и с. 42. Расположение групп тестов интеллектуальных и творческих способностей вдоль шкалы «нагруженности» теста специальными знаниями
Широкоориентированные тесты достижений образуют непрерывный спектр и частично перекрываются с тестами интеллекта и общих способностей. Еще ближе к полюсу можно расположить узконаправленные тесты достижений, которые являют собой методики по оценке достижений учащихся в конкретных предметных областях, по отдельным темам и частям учебных курсов. При этом принципиальной идеей этих тестов является оценка усвоения учащимися ключевых идей и понятий данной темы, а не просто суммы знаний и конкретных практических навыков.
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список