61. Проектирование технологии обучения
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Рассмотрим последовательность этапов данного процесса:
– выбор содержания обучения, который предусматривается учебным планом и учебной программой;
– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: преподаватель должен четко знать, какие профессиональные и личностные качества будут формироваться у обучаемого в процессе изучения проектируемой дисциплины;
– выбор технологии, которая будет основываться на совокупности целей или на одной ведущей цели;
– разработка технологии обучения.
Само проектирование технологии обучения предполагает разработку содержания дисциплины, формы организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения.
Под содержанием технологии обучения понимается содержание и структура учебной информации, которая предлагается учащимся для рассмотрения, а также комплекса различных задач, упражнений, заданий, с помощью которых произойдет формирование учебных и профессиональных умений и навыков, а также накопление первоначального профессионального опыта.
При этом очень важную роль играет организация учебных занятий, которые должны быть направлены на овладение знаниями, умениями, навыками, ихсоотношение по объему и сложности, а также их чередование, здесь же должны быть отмечены формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.
Технология обучения является системной категорией, главными составляющими которой являются:
– цели обучения;
– содержание обучения;
– средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивации);
– организация учебного процесса;
– учащийся, преподаватель;
– результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
В современной педагогике нет точной классификации технологий обучения, но есть два класса, на которые эти технологии делятся: традиционный и инновационный.
Традиционное обучение основывается на процессе передачи готовых, известных знаний учащимся, опираясь на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод передачи информации.
Инновационные технологии обучения зарождаются не как дань моде, а как результат многолетних работ педагогов-новаторов в связи с большим количеством научных исследований, которые объясняются научными открытиями. Например, развитие вычислительной техники объясняется развитием программного обучения, или развитие исследований закономерностей человеческого мышления привело к развитию проблемного обучения, или деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Существует последовательность формирования новых технологий:
– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;
– определение эффективности с помощью прикладных исследований;
– анализ потребностей и спроса среди преподавателей и учащихся;
– разработка документаций, программных и методических средств;
– обучение преподавателей;
– тиражирование и распространение программных средств.
- Юлия Михайловна Войтина Педагогика
- 1. Предмет педагогической науки
- 2. Категории педагогики
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Связь педагогики с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Система педагогических наук
- 7. Профессиональная педагогика
- 8. Функции социального института образования
- 9. Педагогика: наука и практика
- 10. Становление педагогики в россии
- 11. Организационные формы обучения
- 12. Отечественная педагогика
- 13. Цели и задачи педагогики
- 14. Объект педагогики
- 15. Виды педагогической деятельности
- 16. Личность как объект и предмет педагогики
- 17. Цель формирования личности
- 18. Принципы формирования личности
- 19. Противоречия и трудности формирования личности
- 20. Общность как объект и предмет педагогики
- 21. Общество и его педагогические сферы
- 22. Сущность воспитания и воспитанности
- 23. Место воспитания в педагогической системе
- 24. Концептуальные основы педагогики
- 25. Содержательные принципы воспитания
- 26. Организационные принципы воспитания
- 27. Методические принципы воспитания
- 28. Организация воспитания
- 29. Методы воспитания
- 30. Способы практического воспитания
- 31. Нравственное воспитание
- 32. Другие виды воспитания
- 33. Педагогическая сущность образования
- 34. Система образования в стране
- 35. Общие понятия о дидактике
- 36. Структура педагогического процесса
- 37. Педагогические цели
- 38. Содержание образования
- 39. Теория образования
- 40. Сущность обучения
- 41. Педагогические принципы
- 42. Дидактические принципы высшей и средней школы
- 43. Методы обучения и воспитания
- 44. Дидактика и педагогическое мастерство
- 45. Развитость и развитие личности в педагогике
- 46. Принципы развития личности
- 47. Средства и формы педагогического процесса
- 48. Развитие мышления
- 49. Гуманитарное развитие
- 50. Демократическое развитие
- 51. Экономическое развитие
- 52. Основы специального развития
- 53. Педагогическое проектирование
- 54. Педагогические системы
- 55. Средства обучения
- 56. Этапы педагогического проектирования
- 57. Формы и принципы педагогического проектирования
- 58. Проектирование педагогического объекта
- 59. Виды педагогического творчества
- 60. Педагогические технологии и технология обучения
- 61. Проектирование технологии обучения
- 62. Основные дидактические концепции
- 63. Законы и закономерности обучения
- 64. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 65. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 66. Развивающее обучение
- 67. Интенсификация обучения
- 68. Групповые формы учебной деятельности
- 69. Сущность проблемы обучения
- 70. Методы обучения
- 71. Методика, технологии и методические системы
- 72. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 73. Основные формы проблемного обучения
- 74. Совместная продуктивная деятельность
- 75. Модульное обучение
- 76. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 77. Открытые системы интенсивного обучения
- 78. Информационные технологии
- 79. Инновационное обучение
- 80. Программированое обучение. Основные принципы и достоинства
- 81. Традиционные технологии обучения
- 82. Программированное обучение
- 83. Производственно– профессиональное обучение
- 84. Основные виды образовательных учреждений
- 85. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
- 86. Инновации в образовании
- 87. Общая методика формирования знаний
- 88. Общая методика формирования навыков
- 89. Общая методика формирования умений
- 90. Профессиональное обучение взрослых в организациях