Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы «исток»
Рис. 2.
В начальной школе работа по сопровождению проводится в рамках программы «ИСТОК», где психологи и педагоги осуществляют анализ и прогноз образовательного маршрута ученика. Ценностные приоритеты программы заключены в названии ИСТОК: Интеллект, Сотрудничество, Творчество, Общение, Компетенции (см. электронное приложение «ИСТОК»). Старт обучения определяет дальнейшие успехи, умение преодолевать трудности, идти к поставленной цели. Предметом анализа является развитие познавательной способности, приемов учебной деятельности, самостоятельности, школьной мотивации, коммуникативной культуры гимназиста.
Ученики 1-4 классов
Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся 1-4 классов проводится совместно с педагогами-кураторами, которые работают в психолого-педагогической службе. Вместе с ними были определены направления и содержание диагностической деятельности по изучению интеллектуального и личностного развития учащихся.
Содержание психолого-педагогической диагностики в школе начальной ступени.
На протяжении четырех лет обучения в начальной школе проводится психолого-педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты психологического развития младшего школьника. Перечислим основные преимущества психолого-педагогического сопровождения, основанные на данной диагностической программе:
Во-первых, программу отличает небольшой объем диагностических процедур. В ней выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Трудоемкая, большая по объему диагностика отбирает время и силы, которые лучше потратить на помощь школьникам, на создание условий эффективного обучения и развития. Данная программа – результат анализа многих методик и выбора наиболее адекватных целям сопровождения.
Во-вторых, установлено наиболее благоприятное время проведения той или иной диагностики в контексте становления учебных навыков и развития познавательных процессов. То есть, выявлены сензитивные периоды освоения тех или иных учебных знаний, умений, навыков, в основе которых лежат определенные психические функции. Это позволяет вовремя предупредить проблемы обучения, организовать помощь детям, внести корректировку в программу и т.д.
В-третьих, практически каждый диагностируемый параметр измеряется на протяжении обучения в начальной школе дважды. Это необходимо для того, чтобы установить динамику развития, переход из одного уровня в другой. Мы используем методики, которые можно применять в разные периоды обучения, а результаты соотносить друг с другом.
В-четвертых, результаты исследований позволяют диагностировать биологические факторы развития, прогнозировать успешность учебной и познавательной деятельности, предупреждать перегрузки и утомление, эмоциональные нарушения.
В-пятых, большинство методик могут использоваться и психологом, и педагогами начальной школы. Это позволяет проводить психолого-педагогический анализ результатов, планировать процесс обучения с учетом полученных данных. По результатам диагностики предусмотрены совместные действия педагога и психолога, проводить консультирование, коррекцию, просвещение.
В-шестых, в ходе овладения методами и методиками психолого-педагогической диагностики психологические знания включаются в личный опыт педагогов начальных классов и используются ими в своей работе.
Психолого-педагогическая диагностика необходима для достижения цели психологического мониторинга - создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.
Задачи мониторинга
Создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации первоклассников.
Изучение динамики развития учащихся начальной школы.
Оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии.
Построение вектора образовательного маршрута.
Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации
Основные проблемы этого периода обучения – адаптация к школе в первом классе. Основное значение придается профилактике дезадаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Карты учета познавательных способностей учащихся младших классов» (см. приложение 1). Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о становлении учебной деятельности учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей первоклассников. Комплекс методик обследования школьной адаптации первоклассников включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Таблица 1
месяц | Тема | цель | Методика | участники |
сентябрь | диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности | Выявление эмоционального восприятия школы | Интервью | психолог, педагог-координатор |
диагностика самочувствия, работоспособности | Выявление физиологической адаптации | Цветовой тест Люшера | Психолог |
Диагностика школьной мотивации
В самый первый школьный день после занятий детям первоклассникам предлагается рассказать о своих впечатлениях, а родителям записать их. Изучение эмоций в первый школьный день позволяет установить степень готовности ребенка к изменениям, связанных с переходом из статуса дошкольника в статус ученика, проанализировать роль родителей в формировании представлений ребенка о школе, школьной мотивации. Объем и содержание сочинений помогает выделить тревожных, чувствительных детей, наблюдательных, общительных и не очень (см. приложение 1). Уже с первых дней педагог может ближе узнать ребенка и оказать ему поддержку в период школьной адаптации.
Оказание помощи детям Таблица 2
проблема | организация помощи | Участники |
Низкая школьная мотивация на начало обучения | 1. Консультирование родителей | Психолог, педагог |
Высокая тревожность | 1. консультирование родителей, педагога | Психолог |
2. Психокоррекция | ||
Низкий уровень произвольности | 1. Консультирование родителей | Психолог |
2. Проведение коррекционных занятий | Педагог-корректор | |
Речевая патология | 1. Занятия с логопедом | логопед |
Устойчивая дезадаптация | 1. Консультирование родителей | Специалисты консилиума |
2. Направление к психоневрологу | Психолог |
В Кингисеппской гимназии ведет работу родительский лекторий. Самая первая лекция организуется для родителей первоклассников по теме: «Школьная адаптация первоклассников».
Психолого-педагогическое диагностика учащихся 1-х классов Таблица 3
месяц | Тема | цель | методика | участники |
Сентябрь | диагностика зрительно-моторной координации | прогноз трудностей на письме | Гештальт-тест Л. Бендер | Психолог педагог- координатор |
диагностика общеучебных умений на письме | наблюдение | педагог | ||
Октябрь
| диагностика внимания | выявление детей с СДВГ | Корректурная проба тест Тулуз-Пьерона | Психолог Педагог-координатор |
диагностика слуховой и зрительной памяти | выявление ведущего вида памяти | тест Л. Ясюковой | Психолог педагог координатор |
Важным для первоклассника показателем готовности в самом начале обучения является уровень развития зрительно-моторной координации. Психолого-педагогический анализ заключается в сопоставлении результатов выполнения теста с начальными работами по письму, а также с данными наблюдений педагога за посадкой, расположением тетради на парте, умением держать ручку на уроках письма (см. приложение 3). Разные психологические проблемы порождают разные трудности, требуется их дифференциация.
Диагностика внимания, памяти позволяет выявить группу детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (здесь и далее СДВГ).
Оказание помощи детям Таблица 4
проблема | организация помощи | Участники |
Слабый уровень зрительно-моторной координации | 1. Консультирование педагога и родителей, проведение лектория «Как хорошо уметь писать» | Психолог педагог-координатор |
2. Дополнительные занятия по программе «Дошкольник» - курс «Подготовка руки к письму» | Педагог-корректор | |
3. Направление на консультацию к невропатологу | Психолог, логопед | |
Слабый уровень внимания (объема и устойчивости) | 1. Консультация педагога и родителей | Психолог |
2. Направление на консультацию и диагностику в медицинский центр «Прогноз» | Психолог | |
3. Организация щадящего режима обучения с дополнительным выходным днем | Завуч, педагог | |
4. Индивидуальные дополнительные занятия по освоению учебной программы | Педагог-корректор | |
Слабый уровень памяти | Если слабый уровень памяти (и зрительной и слуховой) совпадает со слабым уровнем внимания, то помощь оказывается аналогично, так как причина одна – у школьника СДВГ |
|
В приложении 3 представлены материалы, иллюстрирующие содержание работы психолого-педагогического сопровождения первоклассников.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-х классов. Таблица 5
месяц | Тема | цель | методика | участники |
декабрь | Диагностика коммуникативных способностей | выявление детей с низким уровнем | методика социометрия | Психолог педагог координатор |
январь | диагностика умения применять изученные нормы орфографии и пунктуации (приложение 6) | Выявление детей с трудностями усвоения правописания | Тематические срезы по изученному материалу | Завуч, педагог-координатор |
Диагностика пространственного мышления | прогноз трудностей усвоения табличного умножения и деления | прогрессивные матрицы Д. Равена | Психолог педагог координатор |
Во вторых классах актуальными становятся диагностика коммуникативных способностей. Применение математических методов анализа полученных данных (статистическая обработка, корреляционный анализ) позволило установить, что успеваемость на уроках письма тесно взаимосвязана с социометрическим статусом ребенка в классе. Конфликтные, гиперактивные дети хуже усваивают орфограммы, часто допускают ошибки на пропуск и замену букв. Одна из причин – неумение контролировать не только во время учебной деятельности на уроке, но и на перемене, в общении с детьми. Диагностика умения применять изученные нормы правописания необходима во втором классе в связи с возрастанием объема письма в тетрадях, появлением творческих письменных работ. Проведение тематических срезов педагогами позволяет установить, насколько соответствует навык письма тем видам заданий, которые выполняют школьники, как происходит процесс усвоения законов языка.
Диагностика пространственного мышления. Очень часто в первых – вторых классах наблюдается высокая активность у детей «вербалов» с развитой речью, в то время как «визуалы» остаются в тени. Педагогу важно знать о потенциальных возможностях ребенка, которые по разным причинам не всегда раскрываются во время учебной деятельности. Результаты выполнения заданий позволяют прогнозировать успешность освоения табличного умножения и деления.
Оказание помощи детям Таблица 6
проблема | организация помощи | участники |
Низкий уровень коммуникативных способностей | 1. Проведение тренингов по программе «Уроки общения» | Психолог, педагог-воспитатель |
Низкий уровень умения применять изученные нормы правописания | 1. Консультирование педагога класса и родителей
| Педагог-координатор, психолог |
2. Направление на консультацию к логопеду | Педагог | |
3. Индивидуальные занятия по ликвидации пробелов | Педагог-корректор | |
Низкий уровень пространственного мышления | 1. Консультация педагога. Прогноз трудностей усвоения табличного умножения и деления | Психолог, Педагог-корректор |
2. Проведение семинара для педагогов «Особенности пространственного мышления младшего школьника, связь с успеваемостью» | Психолог | |
3. Занятия по развитию пространственного мышления | Психолог |
Курс игровых занятий «Уроки общения», которые проводятся психологом и педагогом-воспитателем класса. Этот курс – результат совместной творческой работы педагога и психолога, поэтому он решает задачи психолого-педагогического сопровождения. Психолог и педагог вместе ведут наблюдение за динамикой отношений между детьми не только на занятиях, но и на уроках, переменах, прогулках. Совместное проведение занятий повышает их эффективность (см. приложение 4). Повторная диагностика коммуникативных умений проводится в 4-м классе. Это позволяет провести сравнительный анализ, увидеть динамику.
Со второго класса школьники занимаются изданием журнала «Речецветик», где помещаются стихи, отзывы о прочитанных книгах, о поездках в музеи, театры и др. Отдельные произведения публикуются в школьной газете «Гимназия». Таким образом, формируется основа гуманитарных способностей (приложение 5).
Психолого-педагогическая диагностика навыка чтения учащихся 3-4 - х классов.
Таблица 7
месяц | класс | Тема | цель | методика | участники |
ноябрь | 3 класс | диагностика понимания прочитанного | определение читательских возможностей | тест Эббингауза реконструкция предложений (в интерпретации Л.А. Ясюковой) | Психолог, педагог- координатор |
4 класс | диагностика понимания прочитанного | определение читательских возможностей | Психолог, педагог- координатор |
Диагностика понимания прочитанного является одним из компонентов диагностики навыка чтения. Психолого-педагогическая диагностика включает в себя оценку способа чтения, скорости, правильности и понимания прочитанного. Актуальность диагностики в этот период обусловлена активным становлением познавательного чтения. Третьеклассник уже научился читать, для него главное понимать и осознавать прочитанное. Мы обнаружили, что наибольшую динамику в понимании прочитанного можно наблюдать в период обучения с третьего по четвертый класс (см. приложение 6). Отсутствие динамики – повод для создания условий развития навыка чтения.
Работа по совершенствованию навыка чтения учащихся организуется в рамках программы ИСТОК через различные игры. Их содержание способствует повышению интереса к содержанию заданий, повышению активности, лучшего переключения внимания. Более того, в работе предусмотрена система оценки ребенком собственных усилий и достижений, а также настроения.
Таблица 8
Название игры | Вид игры | цель | Условия проведения |
Молния Словесная лесенка Разбуди букву | Коррекционные игры | Коррекция техники чтения | На коррекционных занятиях |
Отвечай скорее всем: почему, когда, зачем? | Развивающая игра | Развитие познавательного чтения | На уроках |
Лучший читатель «Речецветик» Эрудит | Игры-конкурсы | Формирование мотивации успешности | Во внеурочное время |
Палочка - отмечалочка Улыбка | Игры диагностические |
| На коррекционных занятиях и уроках |
Предупреждение проблемы в третьем - четвертом классе позволяет избежать трудности перехода среднюю школу и освоения учебных программ предметов гуманитарного цикла. Для родителей учащихся 3-4 классов проводится лекторий по теме «Как преодолеть трудности чтения» (см. приложение 6). Опыт работы по данной проблеме был обобщен и опубликован в книгах «Как преодолеть трудности чтения». М.: Ось-89, 2001г., «Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению». СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004г. (см. приложение 8)
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 3 - х классов. Таблица 9
месяц | Тема | цель | методика | участники |
февраль | диагностика пространственного мышления | анализ динамики | тест прогрессивные матрицы Д. Равена | психолог педагог координатор |
Диагностика вычислительных навыков табличного умножения и деления | Проведение тематических срезов | Завуч, педагог |
Целью диагностики пространственного мышления является выявление динамики развития ученика за период обучения со второго по третий классы. Это позволяет установить, насколько активно развивается мыслительная деятельность третьеклассников в условиях обучения, выявить причины, тормозящие школьные успехи, использовать эти данные для повышения эффективности обучения. Результаты диагностики соотносятся с результатами усвоения табличного умножения и деления. Нами установлена тесная взаимосвязь между этими показателями.
Оказание помощи детям
Для преодоления трудностей усвоения табличного умножения и деления педагогами на уроках используется игра «Волшебное поле», которая направлена на формирование у школьников представлений о числовом пространстве таблицы Пифагора. Это способствует осмысленному запоминанию таблицы умножения, а не механическому ее заучиванию. Запоминанию таблицы умножения способствует развивающая игра «Шифровальщик» (см. приложение 6).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4 - х классов Таблица 10
месяц | Тема | Цель | методика | участники |
Февраль | диагностика коммуникативных способностей | анализ динамики | методика ДКИШ | психолог педагог- координатор |
Март | диагностика памяти | анализ динамики | методика Амтхауэра | Психолог |
диагностика внимания | тест Тулуз-Пьерона | |||
апрель | диагностика математических лингвистических, способностей (аналогии, абстрагирование) диагностика гуманитарных, способностей (анализ) | прогноз обучения в средней школе | методика Амтхауэра
| Педагог координатор психолог |
май | Диагностика школьной мотивации | Анализ динамики | Методика Лускановой | Педагог координатор психолог |
май | Диагностика усвоения базовых знаний | Анализ готовности к обучению в основной школе | Проведение административных контрольных работ | Завуч, педагог |
В 4-х классах психолого-педагогическое сопровождение решает задачи определения готовности школьников к переходу в среднюю школу и вектора познавательного маршрута, выявления математических, лингвистических и гуманитарных способностей. В третьей и четвертой четвертях проводится диагностика по методике Р.Амтхауэра (в интерпретации Л.А. Ясюковой). Несмотря на то, что в этом возрасте (9-10 лет) школьники не показывают явного предпочтения к какой-либо области знаний, все же результаты показывают общую тенденцию по классу в целом и по классу и по каждому ученику. Так одни ученики могут проявлять математические способности (хороший уровень математической интуиции, владения основными вычислительными алгоритмами). Показателями гуманитарных способностей являются хороший и средний уровень логической памяти, понятийного интуитивного мышления, понимания прочитанного. Также по результатам диагностики выявляются дети, которым потребуется психолого-педагогическая поддержка в средней школе. По результатам диагностики в 4-х классах составляется итоговая справка. Учителя, работающие в 4 – 5-х классах, знакомятся с полученными данными, родители приглашаются на консультации (см. приложение 7).
Продолжается занесение диагностических данных в индивидуальные карты развития учащихся. Здесь же указываются показатели учебной деятельности – умение принимать и анализировать учебную задачу, планировать ход ее решения, контролировать свои действия, оценивать результаты. Ученик начальной школы за годы обучения формирует папку - «портфолио». Творческие работы, грамоты, дипломы, сертификаты, в которых отражаются не только учебные, но и другие достижения позволяют наполнить портрет ученика индивидуальным, личностным содержанием, иллюстрируют развитие интересов, активности.
За десятилетний период работы психологической службы уровень психологической компетености учителей начальной школы повысился, поэтому многие проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Они прослушали курс лекций по педагогической психологии, знают возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, работают с картами развития, применяют педагогические и психологические знания в работе с детьми.
Родительский лекторий является уже традиционным. Содержание лекций обновляется, при этом существуют и постоянные темы.
Как подготовить ребенка к школе
Что такое школьная адаптация
Домашняя учебная работа младшего школьника
Как преодолеть трудности чтения
Проблемы перехода в среднюю школу
В первый раз в пятый класс
Школьная мотивация младшего школьника и др.
В зависимости от ситуации, запроса лекции могут проводиться, как в отдельных классах, так и для родителей одной параллели, начальной школы. Как правило, после проведенной лекции потребность у родителей в индивидуальной консультации возрастает.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 - х классов Таблица 11
месяц | Тема | Цель | методика | участники |
октябрь | диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках | анализ адаптации | методика «Эмоции на уроках» Н.А. Кузьминой Цветовой тест Люшера | Психолог Педагог- координатор |
октябрь | Диагностика интересов и склонностей | Анализ интересов, прогноз обучения | Карта проф. направленности | Психолог Педагог-воспитатель |
(см. приложение 7)
В 5-х классах основной целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода. Для создания условий адаптации решаются следующие задачи:
Ознакомление преподавателей и классных руководителей пятиклассников с результатами развития и обучения. Рекомендации по дальнейшему развитию ученика, его потенциальных возможностей. Это важно, поскольку учитель начальной школы, выпустив детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок, и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста. В средней школе противоречие между возможностями ученика и требованиями, предъявляемыми, к нему возникает из-за того, что содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится у 10-11 летних школьников на начальном этапе своего развития. И это хорошо иллюстрируют результаты диагностики структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Другая причина – высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности ученика.
Просвещение педагогов, родителей через тематические лектории, семинары, консультации по проблеме возрастных изменений, которые начинаются в подростковый период в связи с началом полового созревания.
Изучение эмоций, активности, работоспособности на уроках и оказание психолого-педагогической поддержки.
Дальнейшее развитие индивидуальных познавательных способностей, активности, интересов, творчества на основе данных «Карты развития» и «портфолио».
Дальнейшая работа с учащимися содержится в программе психолого-педагогического сопровождения «Самоопределение». Для старшей ступени обучения педагогами и психологами гимназии разработана программа «Выбор».
Итак, в ходе психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы были установлены периоды обучения, во время которых наблюдается наибольшая динамика развития тех или иных психических процессов, ее соотношение с успеваемостью. Выявлены факторы и условия, значимые для развития и обучения. С учетом этого были определены приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения, направленные на раскрытие потенциальных возможностей ребенка на разных этапах обучения. Стало необходимым и возможным посторенние вектора образовательного маршрута, основанного на прогнозе дальнейшего обучения, создания условий для его реализации.
- Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.
- 1.Цели, задачи и ожидаемые результаты.
- 2 Основная проблема, ее актуальность.
- 3. Содержание и структура инновационной разработки.
- Программа «Дошкольник»
- Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы «исток»
- 4. Научная новизна и практическая значимость работы:
- 5. Уровень проработанности: