logo search
Психология развития

Персоногенетический подход: а. Маслоу, к. Роджерс

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвер­гают детерминизм внутреннего или средового программиро­вания. По их мнению, психическое развитие результат соб­ственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движу­щей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоак­туализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей.

Стремление к самоактуализации (Маслоу) - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к ак­туализации (Роджерс) — врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т. е. сохранить, развить и усилить себя, максималь­но выявить лучшие качества своей личности. Эта актуа­лизирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. Вместе с тем имеются и определенные различия во взгля­дах этих авторов. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, то согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия челове­ком окружения». Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходя­щих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».

В теории К. Роджерса выделяют два конструкта, имеющих фундаментальное значение: «организм» и «Я».

Организм, рассмотренный с психологической точки зрения, представляет локус всего опыта переживаний (все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме в любой данный момент). Вся совокупность переживаний обра­зует феноменальное поле, т. е. индивидуальную систему ори­ентации, о которой знать может только сам человек. То, как ведет себя индивид, зависит от феноменального поля (субъек­тивной реальности), а не от стимульной ситуации (внешней реальности). Феноменальное поле в каждый данный момент образуется сознательными (символизированными) и бессозна­тельными (несимволизированными) переживаниями.

Часть феноменального поля постепенно дифференцирует­ся и образует Я или Я-концепцию («организованный, согласо­ванный концептуальный гештальт, построенный из перцепций характеристик «я» или «меня» и перцепций отношений «я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями). Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан. Это текучий и изменчивый гештальт, он процессуа­лен, но в каждый момент образует специфическую целост­ность».

Главным источником развития личности, как уже было сказано, являются врожденные тенденции к самоактуализа­ции. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека суще­ствуют две врожденные тенденции: первая содержит в свер­нутом виде будущие свойства личности человека, а вторая - механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает лично­стная структура Я, которая включает «идеальное Я» (совокуп­ность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала) и «реальное Я» (совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»). Эти подструктуры структуры Я находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтно­сти) до полной дисгармонии. Высокий показатель конгруэн­тности свидетельствует о высокой самооценке. Низкий пока­затель конгруэнтности свидетельствует о низкой самооценке, при этом отмечаются высокий уровень тревожности, призна­ки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полнос­тью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счаст­лив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Когнитивные теории развития:

- теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка

- теория Л. Колберга

Особняком в структуре психологических теорий развития находятся когнитивные теории, согласно которым развитие «состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью гене­тически запрограммированных и зависящих от степени зре­лости индивидуума». К ним относятся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др.

Теория Л. Колберга. Рассмотрим развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Л. Колберг продолжил эксперименты Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои сужде­ния. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-раз­ному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, раз­бившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9—10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на моти­вы, стоящие за поступком.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный экспе­риментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня:

• Первый - доморальный уровень. Нормы морали для ре­бенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установ­ленные взрослыми, из чисто эгоистических соображе­ний. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).

• Второй уровень - конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается вне­шним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

• Третий уровень - автономная мораль. Моральные нор­мы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними.

Поступки определяются не внешним давлением или авто­ритетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом — на обще­человеческие этические принципы (VI стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (при­мерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется участи детей и позже - у 30% в 10 лети 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на вто­ром уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут по­явиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-­логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднима­ются до высшего уровня морального сознания.

Как организуют свое поведение дети разного возраста в соответствии со своими этическими представлениями, по­казано в таблице.

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь ве­лики и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений - того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правиль­но себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показа­на взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реаль­ным нравственным поведением.