Психологические аспекты этики и этикета
Церемонии и ритуалы животных могут рассматриваться не только как истоки культурных традиций людей, но и корни норм общественного поведения и общественной морали в человеческом обществе. Регулирование этих норм в поведении людей является предметом этики. Этика как наука содержит свод правил, определяющих поведение человека в обществе. В то же время этика рассматривает вопросы происхождения и сущности таких понятий, как мораль, нравственность, смысл понятий добра и зла.
Еще за 500 лет до нашей эры великий китайский мыслитель Конфуций указывал на важность ритуалов для формирования правил поведения и общения людей. Он писал, что для воспитания людей, формирования у них норм нравственности большое значение имеют ритуалы, которые создают отношение к земной жизни как к необходимой формальности. По словам Конфуция: «Почтительность без ритуала приводит к суетливости, осторожность без ритуала приводит к боязливости, смелость без ритуала приводит к смуте, прямота без ритуала приводит к грубости». Конфуций считал настолько важной роль ритуалов в общественном поведении людей, что приписывал ритуалам и нормам нравственности божественное происхождение.
Таким образом, этика имеет и чисто прикладной, нормативный характер, регулирующий практическую жизнь человека. По образному выражению Э. Фромма: «Этика — прикладная наука искусства жить». Для технического оформления законов этики формулируются правила этикета, устанавливающие конкретные ритуалы, церемонии и правила поведения для случаев поведения в конкретных ситуациях, например, в гостях, на вечеринке, на официальном приеме, в театре, на деловой встрече и т.д.
Очень важным аспектом этики является то, что этика и этикет определяют профессиональные нормы и правила поведения. Например, деловое поведение описывают нормы этики бизнесмена, классическими примерами профессиональной этики являются нормы поведения офицера, врача или учителя. В частности, широкую известность приобрела, сформированная еще в 400 году до нашей эры, первая заповедь клятвы Гиппократа—этическая норма медика «Не навреди». Примерно в те же времена Конфуцием были сформулированы и ставшие знаменитыми этические нормы делового общения. Именно ему приписывают формулирование вошедшего в всеобщий обиход правила «жень»: «чего не желаешь себе, того не делай другим» или другого фундаментального правила делового общения «когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу».
Классические, общепризнанные этические нормы делового общения имеют много схожего с евангельскими заповедями, такими, как «не укради», «не убий». Быть «честным купцом» всегда считалось необходимым условием для осуществления устойчивых, долговременных деловых отношений, операций купли-продажи, заимствования, кредитования.
Этические правила на Руси впервые были сформулированы во времена царя Ивана Грозного протопопом Сильвестром в книге «Домострой». Одно из правил этой книги звучало например так: «глава дома должен сокрушать ребра тому, кто забыл повиновение». Официальный кодекс поведения появился позднее, когда в 1717г. по инициативе Петра I была издана книга «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению».
В сегодншнем мире навыки делового общения ценятся очень высоко. По словам Дейла Карнеги: «Успехи в финансовых делах зависят на 15% от профессиональных знаний и на 85% от уменья общаться с людьми». Мультимиллионер Дж. Рокфеллер говорил:
«Уменье общаться с людьми это товар, который можно купить точно так же, как сахар или кофе ... и я заплачу за это уменье больше, чем за что-либо другое на свете».
Г л а в а 20
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список