logo search
Кроль Психология и педагогика

Истоки церемоний и ритуалов животных

Цели:

разрядка агрессии

переключение агрессии на другие "мирные" типы поведения

Механизмы:

смещенное поведение

утрированное подчеркивание важной символики

"турнирность" боев, синхронность поз противников

ритмические повторы демонстрационных действий, их симметричность и "красивость"

Рис. 62. Сублимация: появление церемоний и ритуалов в поведении животных

Однако едва ли можно сомневаться в том, что формирование этапа «искусства для искусства», т.е. превращение искусства в самостоятельный, точнее, самодостаточный, мотив человеческой деятельности, произошло достаточно давно. Становление искусства и других проявлений культуры как новых мотиваций, как новых вариантов смысла жизни человека может рассматриваться, таким образом, в качестве отдаленных результатов сублимации и переадресации агрессии.

При обсуждении аналогий сублимации и смещенного поведения следует специально отметить, что в ходе описания поведения животных и, в особенности, при описании смещенного поведения в этологии большое внимание традиционно уделяется вопросам, связанным с опасностью антропоморфизма (от греч. antropos — человек и morphe — вид, образ). Этот термин подразумевает «очеловечивание», т. е. приписывание чисто человеческих свойств характера, мотиваций, способов мышления тем живым и неживым объектам, которые не являются людьми, — растениям, животным, силам природы, вещам, богам.

Сходство поведения человека и животного в одинаковых ситуациях, по-видимому, свидетельствует о решении ими одинаковых задач, однако, из этого совершенно не следует вывод о существовании у них одинаковых способов мышления и анализа ситуации.

Г л а в а 19