Факторы социализации (общая характеристика)
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.
А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.
Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации - это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.
-
Содержание
- Сущность понятия «социальное воспитание»
- Исторический характер воспитания
- Соотношение социального воспитания с социализаций
- Соотношение социального воспитания с развитием
- Разновидности социального воспитания
- Социализация как стихийный процесс (пример)
- Социализация как организованный процесс (пример)
- Возрастные этапы социализации человека
- Факторы социализации (общая характеристика)
- Мегафакторы социализации и их роль в социальном становлении человека
- Мезофакторы социализации и их роль в социальном становлении человека
- Микрофакторы социализации и их роль в социальном становлении человека
- Средства социализации и их роль в социальном воспитании
- Социальное воспитание как социально контролируемая социализация
- Соотношение понятий «Социализация» и «Социальная адаптация»
- Школа как основной институт социального становления и развития человека
- Цели и основные задачи социального воспитания в школе
- Социальное воспитание как непрерывный процесс (пример)
- Социальное воспитание как процесс дискретный (пример)
- Сми и их роль в социальном воспитании школьников
- Субкультуры и их роль в социальном воспитании
- Возрастной подход в социальном воспитании
- Индивидуальный подход в социальном воспитании
- Понятие «Воспитательная система» и его характеристика
- Принципы социального воспитания (общая характеристика)
- Принцип диалогичности (пример)
- Принцип коллективности (пример)
- Показатели и критерии воспитанности (социально-педагогическая характеристика)
- Организация социального опыта в воспитательных организациях (пример)