logo search
Диплом Максимова В

§ 3. Особенности внеурочной деятельности, по развитию читательских интересов младших школьников

Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не только школьные педагоги, но и такие известные люди, как Е.И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"; Э.А. Орлова, директор Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры; И.А. Урмина, научный сотрудник Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры, которые разработали программу «Оценка социальной эффективности деятельности по продвижению чтения». По итогам реализации этой программы выяснилось, что для повышения уровня читательской компетентности работники учреждений (школьных библиотек) используют не самые эффективные способы работы с читателями и продвижения чтения, предлагаемые в программных документах и рекомендациях, разработанных МЦБС и опубликованных на сайте www.mcbs.ru. Поэтому в школе развитие читательского интереса будет наиболее актуальным.

Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней - вот что может сделать детская литература и детская книга, по мнению О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая.

Авторы отмечают, что внеурочная деятельность по развитию читательского интереса - это работа, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся. Она предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников чтением, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеклассное мероприятие - это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на репетициях. В основе подготовки и проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников [7].

Психолог А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения:

1) воспитание потребности в чтении;

2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов;

3) совершенствование культуры чтения;

4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей [23].

Е.И. Бушнина представляет внеурочную деятельность как совокупность различных видов деятельности, обладающую широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка [10].

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке чтения у школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность (например, комплект учебников Кубасовой О.В. имеет направленность на нравственное воспитание), а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями.

В-третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая, репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность [14, с.164].

В-четвертых, в различных формах внеурочной деятельности дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Внеурочную деятельность по развитию читательского интереса мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она, по утверждению Н.Н. Светловской, направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей [37].

Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса в начальной школе призвана продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

Внеклассная работа по развитию читательского интереса направлена на ознакомление учащихся с детской литературой и книгой, авторами, усилить взаимосвязь между детьми и родителями через книгу.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеурочной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Интерес к внеклассной работе не может возникнуть, если работа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому А.В. Усова считает, что принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной работы. Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внеклассной работе по чтению, без какого-либо на то принуждения. Известно, что по уровням общего развития, направленности интересов и чертам характера ученики отличаются друг от друга. Игнорируя эти различия, невозможно добиться успехов на внеклассной работе. И.Я. Ланина утверждает, что принцип учета индивидуальных особенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы. Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником [47,с.30].

Задачи внеурочной работы по развитию читательского интереса охарактеризовала В.А. Лазарева [21]. Она выделяет четыре основных пункта:

1) развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;

2) совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;

3) развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

4) освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Н.Е.Щуркова считает, что в зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса [ 45 ].

     Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное;

2) художественно-эстетическое;

3) научно-познавательное;

4) военно-патриотическое;

5) общественно полезная деятельность;

6) проектная деятельность [64].

Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса - это сложная, многообразная система, считает Е.И. Бушнина. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой [10,с.59].

Формы внеурочной деятельности

1) Массовая работа. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

2) Групповая работа. К групповым формам работы относятся детские клубы, кружки, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Клубы могут быть различных профилей - литературные, юного физика, химика, математика.

3) Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от учителей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того, коллективные формы позволяют каждому ученику активно проявить себя; никто не уйдет с чувством обиды на то, что его «опять не спросили».

Формы внеурочной деятельности по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. В.И. Шепелева знакомит в своей книге с основными из них [43]:

Кроме перечисленных выше форм организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе Смирнов С.А. [32] предлагает:

Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательских интересов младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников [4]. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

Литературная игра - игра с текстом, с целью модифицировать существующий или создать новый; в отличие от словесной игры, предметом которой являются отдельные слова или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы [25].

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей читательский интерес.

В. А. Мануйлов выделяет такую форму работы с родителями, как коллективная [25]. Привлечение родителей в процесс развития читательского интереса проходит как теоретически, так и практически, (участие в игре «Семейные чтения», в выставке книг «Семейное чтение»)

В условиях современной информатизации на сайте лицея размещены списки рекомендуемой литературы для каждого класса, где как обучающиеся, так и их родители могут ознакомиться с книгами. Которые помогут не только освоить программный материал, но и просто расширить кругозор ребенка.

Анализ работ по формированию интереса к чтению и развитию читательских интересов педагогов и психологов (С.Л. Выдыш, О.В. Джежелей, А.С.Макаренко, Н.Н. Светловская, Н.Н. Ушакова, и др.) позволил нам выделить некоторые методические рекомендации по развитию читательских интересов у младших школьников.