logo search
ФГОС-с-НОДА-редактир

2.3. Вариант с. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптированная основная образовательная программа представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА – это адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся-инвалидов с НОДА дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся с НОДА направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся с НОДА самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых обучающихся и с учетом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся12.

ФГОС для умственно отсталых обучающихся с НОДА позволяет дифференцированно, с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных умственно отсталых обучающихся, создавать два варианта адаптированной основной образовательной программы (варианты С и D), которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей разных групп умственно отсталых обучающихся.

Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает, что умственно отсталый обучающийся получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Вариант С может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность13. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с НОДА в сочетании с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения. Основная образовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью с НОДА составляет – 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесс – 30% от общего объема адаптированной основной программы.

Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся с НОДА реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Адаптированная основная образовательная программа общего образования должна учитывать общие и особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся с НОДА должна содержать:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися;

- учебный план;

- программы отдельных учебных предметов;

- программу духовно-нравственного развития;

- программы коррекционных курсов;

- программу формирования универсальных учебных действий умственно отсталых обучающихся;

- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу внеурочной деятельности;

- систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Пояснительная записка должна раскрывать:

- цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования;

- психолого-педагогическую характеристику обучающихся с НОДА в сочетании умственной отсталостью;

- описание особых образовательных потребностей умственно отсталых обучающихся с НОДА;

- принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;

- общие подходы к организации внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения умственно отсталыми обучающимися с НОДА адаптированной основной образовательной программы общего образования должны:

- обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования;

- являться основой для разработки адаптированной основной образовательной программы общего образования образовательных учреждений;

- являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся.

Учебный план общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА определяет образовательная организация.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования14возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

В представленных ниже таблицах определены требования на конец школьного обучения к результатам образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с НОДА по всем образовательным областям.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице1:

Таблица 1

Образовательные области

Учебные

предметы

Основные задачи реализации содержания

1

ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Русский язык

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.

Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Чтение (Литературное чтение)

2

МАТЕМАТИКА

Математика

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).

Овладение способностью поль­зоваться матема­ти­чес­кими знаниями при решении со­ответствующих возрасту жи­тейских задач (ори­ен­ти­ро­ваться и использовать меры из­мерения пространства, вре­ме­ни, температуры и др. в раз­личных видах практи­чес­кой деятельности).

Развитие способности ис­поль­зовать некоторые мате­ма­тические знания в жизни.

3

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Окружающий мир

Самообслуживание (как предмет из компонента ОУ)

Овладение основными знани­я­ми по природоведению и раз­витие представлений об ок­ружающем мире.

Развитие способности ис­поль­зовать знания по при­ро­до­ведению и сфор­ми­ро­ван­ные представления о мире для осмысленной и самос­то­я­тельной организации без­опа­с­ной жизни в конкретных при­род­ных и климатических ус­ло­виях.

Раз­витие активности, лю­бо­зна­тельности и разумной пред­приимчивости во вза­и­мо­действии с миром живой и неживой природы.

4

ИСКУССТВО

Музыка

Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

Развитие опыта восприятия и способности получать удо­воль­ствие от произведений разных видов искусств, выде­ле­ние собственных пред­поч­те­ний в восприятии искус­ства. Формирование про­стей­ших эстетических ориен­ти­ров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в орга­ни­за­ции обыденной жизни и праздника.

Развитие опыта самовыра­же­ния в разных видах ис­кус­с­т­ва.

Изобразительное

искусство

5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура

Овладение ребёнком основ­ны­ми представлениями о соб­ственном теле, воз­мож­ностях и ограниче­ниях его физи­ческих функций.

Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоя­тель­ностью и независимостью.

Овладение умениями поддер­живать образ жизни, соответ­ствующий возрасту, потреб­нос­тям и ограничениям здо­ровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоро­вительными процедурами. Овладение умениями вклю­чаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозиро­вать физическую нагрузку, со­блюдать необходимый ин­ди­видуальный режим пита­ния и сна.

Формирование умения сле­дить за своим физическим со­сто­янием, величиной физи­чес­ких нагрузок. Формирование ус­та­новки на сохранение и ук­репление здоровья, навыков здо­рового и безопасного об­раза жизни.

6

ТЕХНОЛОГИИ

Труд

Овладение основами трудо­вой деятельности, необходи­мой в разных жизненных сферах, овладение техноло­ги­я­ми, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

Овладение трудовыми уме­ниями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные техно­ло­гии и ос­военные трудовые навыки для полноценной ком­муникации, социального и трудового взаимодействия.

Формирование положитель­ного опыта и установки на активное использование ос­военных технологий и навы­ков для своего жизне­обеспечения, социаль­но­го развития и помощи близким.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов представлена в таблице 2:

Таблица 2

Область

Коррекционные

предметы

Основные задачи реализации содержания

Коррекционно-развивающая область

Речевая практика или другой предмет из компонента ОУ

Формирование правильной голосоподачи, формирование умения составлять рассказ, формирование умения грамотно ставить и задавать вопрос, вести диалог.

Основы коммуникации или другой предмет из компонента ОУ

Формирование новых форм общения соответствующих возрасту и обеспечение условий для общения детей со сверстниками, тренировка разных коммуникативных умений.

Психомоторика и развитие мануальной деятельности

Формирование и развитие предпосылок предметной деятельности с элементами трудовой деятельности, формирование предметно-игровой деятельности, формирование продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, коррекция нарушений и развитие мелкой моторики, коррекция нарушений и развитие сенсорной сферы.

Индивидуальные занятия по двигательной коррекции

Обеспечение коррекции индивидуального двигательного дефекта в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять менее 2904 часов и более 3621 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;

- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, спортивные олимпиады и соревнования, общественно полезные практики и т. д.

Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет:

на ступени начального обучения не менее 1350 часов и не более 1680 часов.

Программа формирования универсальных учебных действий у умственно отсталых обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования должна содержать:

- описание ценностных ориентиров образования обучающихся с НОДА на уровне начального общего образования;

- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у умственно отсталых обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной адаптированной образовательной программы начального общего образования для умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся и программы формирования универсальных учебных действий.

Программа учебного предмета (курса) должна содержать:

- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);

- общую характеристику учебного предмета (курса);

- описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;

- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);

- содержание учебного предмета (курса);

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа духовно-нравственного развития (воспитания) умственно отсталых обучающихся с НОДА (далее программа) на ступени общего образования должна быть направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа должна обеспечивать:

- организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;

- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа должна включать:

цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения умственно отсталых школьников), формы организации работы.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

- развитие потребности в занятиях доступной физической культурой и адаптивным спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни неразрывно связана с курсом адаптивной физической культуры, медицинской службой, службой психолого-педагогического сопровождения.

Лечебно-оздоровительная работа проводится в соответствии с индивидуальными программами медицинской абилитации, включающими диагностику психофизического состояния ребенка, определение уровня развития моторной составляющей социальных навыков, планирование занятий по АФК с учетом особенностей учащихся, лечебную помощь и профилактику.

Программа коррекционной работы

Образование умственно отсталых детей с НОДА становится доступным благодаря включению в образовательную программу коррекционно-компенсаторной области.

Задачами данной области являются:

- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

- исправление нарушений психофизического развития медицинскими,

психологическими, педагогическими средствами;

- формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся усваивать общеобразовательные предметы.

Социализация ребенка предполагает последовательное усвоение опыта предшествующих поколений, это процесс восхождения, в котором последующие ступени становятся доступными благодаря прохождению предыдущих. Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.

Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования умственно отсталого ребенка с НОДА. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности учащегося. Развитие моторных навыков имеет важнейшее значение в абилитации учеников, но, уделяя большое значение их развитию, нужно учитывать необходимость познавательного развития. В связи с этим в начальной школе у умственно отсталого ребенка с НОДА не только формируют традиционные графические навыки, но и учат его использовать ассистивные средства при работе на компьютере.

Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с умственной отсталостью и двигательными расстройствами нуждаются в психологической поддержке и коррекции.

Комплексная абилитация детей предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и АФК, специальную педагогическую (дефектологическую) работу по коррекции психического развития, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Коррекционно-компенсаторная область носит строго индивидуализированный характер. Она реализуется в различных направлениях:

Медицинское, психологическое и специальное педагогическое воздействие осуществляется специалистами на основе углубленной диагностики.

Все проводимые с детьми учебные и социокультурные мероприятия предусматривают включение специфических компонентов.

Абилитация ребенка осуществляется с параллельным стимулированием родителей и других лиц, окружающих учащегося, к созданию условий для реализации потенциальных возможностей его развития.

 Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с НОДА с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации (ИПР);

- возможность освоения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их адаптации к условиям образовательного учреждения.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей умственно отсталых обучающихся с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Программа коррекционной работы должна содержать:

- программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их адаптацию к условиям в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

- описание специальных условий обучения и воспитания умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы.

Предметы коррекционно-развивающей области реализуются специалистами: учителями АФК, психологами, логопедами, дефектологами. Они проводят диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка, проводят лечение и коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.

Планируемые результаты программы коррекционной работы должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся и в целом должны быть направлены на:

- развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка;

- развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи;

- развитие лингвистической системы учащихся;

- развитие произносительных способностей.

- развитие познавательных способностей;

- развитие способностей социальной адаптации;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

- формирование интереса к адаптивному спорту.

Коррекционно-развивающая область обеспечивается современными методиками абилитации и специальным оборудованием.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения умственно отсталыми обучающимися с НОДА результатов освоения адаптированной основной образовательной программы имеет интегративный характер и включает в себя:

- требования к знаниям и умениям на данной ступени образования;

- требования к использованию знаний и умений на практике;

- требования к активности и самостоятельности их применения.

Стандарт устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам умственно отсталых обучающихся с НОДА, освоивших адаптированную основную образовательную программу общего образования.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Метапредметные результаты связаны с овладением обучающимися «академическим» компонентом каждой образовательной области и включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися «академическим» компонентом каждой образовательной области и характеризуют «академические» достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

- освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;

- использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- использование речевых средств, ассистивных средств, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

- овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;

- выражение собственных мыслей в устной и письменной форме в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном и доступном вербальном материале, основе практической деятельности; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

- осознанное действие по словесной инструкции для решения практических и учебных задач;

- готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Язык и речевая практика

Русский язык.

Овладение грамотой - плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение незнакомых и (или) трудных по структуре слов. Списывание с различных видов текста (рукописного и печатного). Запись на слух слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.

Овладение основными речевыми формами и правилами их применения максимально разборчивая и четкая речь. Правильное и точное обозначение словом предметов, событий, явлений и т. д., составляющих содержание ситуаций общения в повседневной жизни (на прогулке в парке, кабинете врача, в школьной столовой и т.п.). Участие в учебных диалогах, специально организованных учителем. Правильное построение и оформление ответных и инициативных реплик в диалогах на темы, близкие опыту учеников. Использование фразовой речи в высказываниях, основанных на личных впечатлениях, наблюдениях, практическом опыте и т.п.

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях - умение решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Развитие устной коммуникации - активное участие в диалогах на темы, близкие опыту детей. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Овладение некоторыми формами речевого этикета (приветствие, прощание, выражение просьбы и т.п.) Способность поделиться об услышанном, увиденном или прочитанном с целью выражения собственного отно­шения и элементарной оценки.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении - расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

Развитие письменной коммуникации - составление и запись деловых бумаг, необходимых в различных жизненных ситуациях (например: заявления в коммунальные службы, пенсионный фонд, работодателю и т.д.). Составление небольших по объему письменных сообщений взрослым и сверстникам на личные темы (записки и личные письма).

Овладение осмысленным чтением - осознанное и по возможности пра­вильное без искажения чтение художественных тестов, доступных по во­зрасту, несложных по содержание и структуре. Возможность пересказать небольшой по объему текст или отрывок из него. Получение информации необходимой для осмысления элементарной картины мира из доступных по возрасту и содержанию научно-популярных статей.

Овладение осмысленным письмом - владение основами грамотного письма с использованием элементарных грамматических знаний. Применение навыков грамотного письма в различных жизненных ситуациях (заполнение поздравительной открытки, составление текста рецепта, памятки по уходу за обувью и др.).

Математика.

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.) - понятие о натуральном ряде чисел и числе «0». Знание четырех арифметических действия для выполнения элементарных вычислений. Решение текстовых арифметических задач бытового и производственного характера. Знание основных метрических мер и мер времени.

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение ориентироваться в числовых показателях (цены, количество произведенной продукции, нумерация домов и т.д.). Ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности.

Естествознание.

Окружающий мир

Самообслуживание (как предмет из компонента ОУ)

Элементарные естественнонаучные представления - представления о многообразии и свойствах веществ, параметрах пространства и времени. Представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, их значении в жизни человека. Умение корректировать поведение с учетом событий в окружающей действительности.

Проявление интереса к объектам и явлениям неживой и живой природы.

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком - умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Неживая природа - представления о природных объектах и явлениях на территории России.

Понимание необходимости охраны природы.

Умение вести себя в природе в соответствии с нормами экологического поведения.

Умение использовать знания о неживой природе в социальной коммуникации.

Живая природа - Владение элементарными правилами безопасного и экологически целесообразного взаимодействия с объектами живой природы. Представления о строении тела человека и функциях основных систем. Понимание важности здорового образа жизни, необходимости личной гигиены и владение комплексом необходимых умений.

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой - развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Развитие активности во взаимодействии с миром.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий.

Искусство.

Музыка.

Изобразительное искусство.

Основные навыки восприятия искусства - интерес к различным видам искусства. Накопление знаний об искусстве (музыка, изобразительное искусство, художественная литература театр, кино, фотография и др.). Представление об искусстве как способе познания мира, жизни и особенностях труда художника. Эстетическая отзывчивость, умения и навыки выражать свое эмоциональное отношение к произведениям искусства (способность сопереживать с содержанием художественных произведений).

Развитие эмоционального отношения к художественному образу (радость, восхищение, удовольствие или противоположные им чувства).

Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни ребенка, их использование в организации обыденной жизни и праздника - понимание красоты в искусстве, в окружаю­щей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво», «нравится» или «не нравится. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.

Понимание значимости эстетической организация школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине. Умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной хозяйственной и праздничной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в традиционном обществе. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

Освоение средств изобразительного искусства и их использование в повседневной жизни - Интерес к разным видам изобразительного искусства деятельности. Знание основных признаков видов и жанров изобразительного искусства. Знания названий и назначения материалов, инструментов и приспособлений, используемых на уроках изобразительного искусства. Умение использовать материалы, инструменты и приспособления в процессе изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные техники и приемы в процессе рисования, лепки, аппликации. Способность к коллективной и самос­тоятельной изобразительной деятельности. Получение удовольствия, радости от процесса изобразительной деятельности и ее результата. Стремление к собственной творческой деятельности и демонстрации результата своей работы.

Развитие вкуса и способности к самовыражению в искусстве

Накопление образных представлений и впечатлений, развитие жизненного опыта, наблюдательности, представлений о практическом значении художественной деятельности в жизни людей. Умение отображать окружающую действительность, свое отношение к ней доступными художественными средствами. Умение использовать навыки, полученные на уроках искусства для выполнения творческих работ. Участие в выставках, конкурсах, концертах, спектаклях, презентациях и.т.д.

Формирование интереса и желания к организации и участию в праздниках в школе и за ее пределами - интерес к праздникам, традициям. Понимать значение праздника дома и в школе. Понимание того, что праздники бывают разными. Желание принимать активное или пассивное участие в школьных и внешкольных мероприятиях. Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности.

Коррекция отклонений в умственном развитии средствами изобразительного искусства и художественного ремесла - Приобщение к художественной культуре, к активной деятельности в мире искусства, помогающей адаптации в социальной среде. Умение анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношения, цвет изо­бражаемых предметов; сравнивать признаки одного предмета с признаками другого предмета; рассматривать и проводить анализ произведений изобразительного искусства (вид, жанр, форма, содержание). Умение самостоятельно планировать ход работы; рационально организовывать свою деятельность в художественной деятельности; самостоятельно выполнять художественную работу. Умение осуществлять контроль в ходе работы; исправлять свой рисунок (изделие); сравнивать свой рисунок (изделие) с изо­бражаемым предметом; самостоятельно давать словесный отчет о проделанной работе; подробный анализ своего рисунка (изделия) и рисунка (изделия) другого ученика, отмечая в работе достоинства и недостатки. Аккуратное, и по возможности точное выполнение практических действий при выполнении технико-технологических приемов рисования (обработки поделочного материала).