Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
В чем же заключаются базовые трудности решения проблемы работы в среде информационных, компьютерных технологий? По-видимому, они вытекают из общей проблематики коммуникативного общения. Субъекты коммуникации, даже при исключении из этого акта компьютерной компоненты, принципиально не тождественны друг другу. Они не обладают одинаковым внутренним миром, одинаковыми системами ценностей, одинаковыми приоритетами мотиваций. Говоря математическим языком, субъекты общения не имеют полной логической конгруэнтности, т. е. в принципе никогда не совпадают друг с другом. Именно отражением этих положений является известная проблема некоммуникабельности, невозможности взаимопонимания людей.
Причем эта проблема возникает, как только люди переходят от круга простейших бытовых вопросов к таким вопросам, где недостаточно житейской интуиции. И это не только глобальные проблемы цели и смысла жизни, моральных и нравственных норм, одним словом, вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо». К кругу таких проблем, естественно, относятся и проблемы воспитания, обучения и познания мира. Учитель никогда не сможет полностью до конца понять ученика, и это означает, что проблема выяснения сложностей, трудных мест, глубинных причин непонимания учебного материала является принципиальной. Впечатление, что один человек легко может объяснить проблему любому другому человеку, к сожалению, обманчиво. Процесс объяснения, перевода с языка мышления одного человека на язык мышления другого, при углублении в предмет и отдалении от привычных, житейских проблем, с их логикой и интуицией, становится все более сложным и, возможно, близким к искусству. И именно в этом заключается корень сложности профессии педагога и коренные проблемы дидактики как науки.
Тем не менее, опытный педагог, педагог, владеющий искусством преподавания, в принципе, способен решать проблемы коммуникации, способен понимать трудности разных людей. Для современных компьютерных систем автоматизированного обучения такие задачи остаются недоступными. Последовательно, в плане работы педагога с такими системами принципиально сложными являются вопросы реализации подходов к режиму индивидуализированного обучения.
Перечислим коротко некоторые конкретные опасности или, если угодно, ловушки общения, которые следуют из анализа вышеприведенных фундаментальных трудностей актов коммуникации преподавателя и учащихся в компьютерной, информационной среде. Это, во-первых, возможность неосознанного навязывания учащемуся своего способа видения системы фактов и выводов в данной области знания; При этом учитель вводит свои приоритеты, свои предпочтительные способы объяснения как среди групп исходных фактов, так и среди способов объяснения теоретических положений. Следует сказать, что, вообще говоря, такая ситуация в определенной степени является неизбежной именно вследствие различий в структурах внутреннего мира субъектов коммуникации. Тем более нельзя допускать любых вариантов осознанного навязывания учащемуся единственного варианта изложения материала, даже если этот вариант рассматривается учителем как наилучший из возможных. Именно из логической неконгруэнтности (несовпадения) субъектов общения вытекает основная идея парадигмы индивидуального компьютерного обучения — идея диалога между учащимся и учителем. Ввиду сказанного эта идея является не пожеланием, но необходимым условием реализации наукоемких технологий образования.
Второй опасностью является неадекватный способ передачи информации, что может происходить как за счет отсутствия, так и за счет изобилия деталей объяснения. В качестве примера можно привести либо плохо составленное меню, либо плохо проработанную систему подсказки. Третья опасность связана со сложностью учитывания исходного уровня знаний, способностей и навыков учащегося. Субъект обучения, как правило, обладает некоторой своей индивидуальной системой организации материала в данной предметной области.
Ошибки подобного рода являются неизбежными причинами появления у учащегося не только дискомфорта, но и устойчивых ощущений своей непригодности к работе. В результате происходит формирование стойких отрицательных эмоций. Более того, достаточно быстро происходит формирование и новых отрицательных мотиваций, у человека теряется изначально присутствующее желание и активное стремление к работе. Причем, как следует из теории мотиваций, вновь возникающие отрицательные мотивации характеризуются быстротой формирования, стойкостью и диффузностью. Это значит, что часто человек после нескольких неудачных попыток общения с в чем-то неудовлетворяющим его учебным комплексом (материалом, педагогом, информационной средой, методом изложения) приходит к выводу о своей непригодности, неприспособленности как к работе с компьютером, так и к обучению вообще. Таким образом, накопленный к сегодняшнему дню опыт показывает наличие непосредственной, прямой связи между, казалось бы, чисто теоретическими положениями о неполной тождественности внутреннего мира субъектов общения и практическими задачами разработки общения в компьютерной среде.
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список