Подростковый возраст (10, 11 -15,16 лет)
Лекция Ермолаевой М.В.
Подростковый возраст весь кризисный: несоответствие между потребностями и соответствием.
Ведущая деятельность – чувство взрослости, интимно – личностное общение (доверительное). Подросток претендует на место, которое он еще не может занять.
Пубертат – социальная система развития связана с тем, что подросток претендует на место социального развития взрослого.
Подросток меняется: бурный рост конечностей, изменяется физиология, появляется неуклюжесть, меняется психология, меняется гормональный фон (плохое самочувствие, появляется половое влечение, которое ребенок осознает). Подросток постоянно задает себе вопросы, у него снижена самооценка, у него высокий уровень притязаний, плохое настроение, недовольство внешностью.
Переходный период, негативная фаза юношества – отрочество – пубертатный возраст. В единичных случаях подросток формирует сам себя.
Концепция Фельдштейна – характерно для подростка индивидуализации, осознание своего Я
Про Фельдштейну. Уровень развития личности.
10-11 лет локально капризный, ситуативные эмоции, претензии на взрослые вещи.
12-13 лет – подросток осознает свое место в обществе и в семье, он осознает свои обязанности и права.
14-15 л. реализуется потребность в признании, утверждающе-действующий период.
Учебная деятельность в подростковом возрасте перестает быть ведущей, а учитель перестает быть с позиции общества (учитель как персонал). Подростка максималисты, им трудно проявлять эмпатию к взрослым. Учитель должен быть справедливым и способным заразить любовью к своему предмету. Подростки приходят в школу не учится, а общаться. Все подростки (со временем) учатся хуже, чем обычно. К концу подросткового возраста появляются мотивы, связанные с профессиональной ориентации, появляется интерес к определенным предметам.
Возрастные особенности общения со сверстниками – важно занимать удовлетворяющее положение – авторитет.
Одиночество – неудовлетворенность качеством общения.
Особенности общения с родителями – родители недооценивают внутренний мир ребенка, игнорирование чувства взрослости. Не понимают, что учебная д-ть – ведущая, а общение со сверстниками – главная д-ть.
Познавательная деятельность – для дошкольника – мыслить- значит вспоминать, для подростка – вспоминать значить мыслить. Память у подростка – логическая. По Пиаже – происходит завершение развития интеллекта, потому что мышление становится логическим. Мышление – рефлексивное.
Новообразование – развитие самосознания и чувство взрослости.
- Проблема биологического и социального в структуре личности.
- Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
- Законы детского развития сформированные л.С. Выготским
- 1) По ж. Пиаже
- 2) Теории социального научения
- Проблема периодизации психического развития.
- Проблема источника условий и движущих сил психического развития
- Биогенетические концепции
- Социогенетический подход
- Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
- Ранний возраст – 1-3 лет
- Кризис 3-х лет – «я сам»
- Дошкольный возраст
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
- Кризис 7 лет
- Особенности развития
- Значение игры для развития дошкольника.
- Основные консультативные проблемы в работе с семьями дошкольника
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст
- Новообразования младшего школьного возраста
- Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- Подростковый возраст (10, 11 -15,16 лет)
- Кризис подросткового возраста
- Особенности развития подросткового возраста
- Становление личности в юношеском возрасте Подростковый Возраст (11-15 Лет)
- Переходный Период
- Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- Ранняя юность
- Поздняя юность.
- Ранняя Юность ( 15 – 17 Лет )
- Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.
- Зрелый возраст
- Старость
- 3 Вида старения: