logo search
Инфраструктура СПД_тезисы

Социальный педагог в школе

Как известно, школе традиционно присущи три ведущих на­правления работы — управление, участие в воспитании детей и организация среды воспитания. В соответствии с этими направле­ниями строится деятельность любого специалиста школы с ак­центом на одном из них, в зависимости от профессиональной специфики. Поэтому и в деятельности социального педагога мо­гут быть выделены три аспекта: участие в управлении; участие в воспитательном процессе; участие в организации среды воспитания ребенка.

Каждый из этих аспектов определяет конкретные направления работы социального педагога.

Участие в управлении школой социальный педагог осуществля­ет по трем основным направлениям.

Консультирование администрации. Деятельность в качестве со­ветника администрации предполагает:

Методическая работа. Она входит в прямые обязанности любо­го специалиста педагогического коллектива. В рамках этой дея­тельности социальный педагог:

Внешкольное взаимодействие. Данное направление деятельно­сти социального педагога включает:

Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления:

Внутришколъный мониторинг. Он обеспечивает выявление и ди­агностирование социально-педагогических проблем и включает:

Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности социального педагога. Оно тре­бует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от со­циального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо сколько ни проводи ме­роприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб. Это направление реализуется в разных видах деятельности:

Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы социального педа­гога.

Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требу­ет от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликат­ности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отри­цательно сказывается на личности ребенка. При этом нередко по­ведение родителей не носит антиобщественного характера, и по­этому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае школе, хочет она этого или нет, приходит­ся брать на себя инициативу при неочевидных обстоятельствах, что всегда бывает хлопотно и трудно, но необходимо, если думать о детях. Здесь сторонниками социального педагога выступают орга­ны и учреждения, чья деятельность нацелена на защиту прав ре­бенка.

Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы во­обще, и от социального педагога в частности, прежде всего ини­циативы. Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения. Тем более что разрушение инфраструктуры дворовых объединений, тяготевших к шко­ле как к центру культуры и просвещения, сделало школу похожей на крепость, ушедшую в глухую оборону. А поскольку неизвест­ность порождает тревогу, предвзятое отношение к «улице» охва­тывает и окрашивает оттенком враждебности всю социальную среду в целом. Интерес к неформальной жизни учащихся — безусловно, необходимое качество школы, его утрата неестественна, и это понимают все.

Участие в работе родительского комитета. Взаимодействие с общественными органами самоуправления школы — родительским комитетом, попечительским советом и др. — входит в задачи соци­ального педагога по многим направлениям его работы. Особо сле­дует обратить внимание на новые веяния, еще не ставшие тради­ционными в школьной практике. Так, важную положительную роль в социально-педагогической работе могут играть советы по про­блемам семьи, создаваемые при родительских комитетах или попе­чительских советах. Такое объединение родителей из числа автори­тетных представителей общественности не имеет административ­ных полномочий, но чрезвычайно эффективно в моральном плане.

Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень ши­рокий спектр деятельности:

  1. Участие в сохранении контингента обучающихся, контроль за посещаемостью и успеваемостью детей «группы риска».

  2. Координация работы между педагогами, родителями и внешними структурами для решения проблем отдельных учащихся (участие в работе консилиумов, КДН и ЗП, …).

  3. Организация диагностической деятельности:

  4. Организация мероприятий по социальной защите личности учащихся (в образовательном учреждении, по месту жительства).

  5. Организация профилактической работы с учащимися.

  6. Организация коррекционной работы с учащимися.

  7. Участие в реализации индивидуальной программы реабилитации отдельных учащихся.

  8. Организация профориентационной работы с учащимися.

  9. Организация социально ценной деятельности учащихся.

  10. Организация работы с семьями учащихся.

  11. Организация работы в социуме

Учащимся и их родителям он оказывает следующие конкрет­ные виды услуг:

• помогает в адаптации детей при поступлении в школу, пере­ходе из начальной в среднюю и из средней школы во взрослую жизнь;

• предупреждает конфликты, которые по различным причинам могут возникнуть в детском коллективе, помогает разрешить конф­ликтную ситуацию на ранней стадии и предотвратить развитие более серьезных проблем; помогает учащимся в формировании навыков решения проблем, управления стрессом; обучает их со­циальным навыкам и др.;

•выступает посредником между школой и семьей: помогает родителям и учителям понять интересы и потребности детей в образовании и найти способы их удовлетворения в школе, опре­делить индивидуальные образовательные программы для детей, которые в этом нуждаются (например, обучение детей в домаш­них условиях);

•служит связующим звеном между родителями и школьным коллективом, побуждает родителей принимать участие в школьной жизни, ставит в известность администрацию и коллектив о пожеланиях семьи;

• помогает школьникам преодолеть преграды, мешающие им посещать школу и успевать на занятиях;

• предупреждает и снижает отрицательное влияние факторов риска на жизнь детей.

Кроме того, вместе с коллективом школы социальный педагог:

• участвует в педсоветах, родительских собраниях и других со­вещаниях, посвященных школьной жизни;

• проводит консультации с учителями и обслуживающим пер­соналом школы по различным социально-педагогическим проб­лемам в целях содействия улучшению условий жизни учеников в школе и ее окружении;

• организует сотрудничество с учителями и другими специали­стами (школьный психолог, дефектолог, врач и др.) при разра­ботке индивидуальной стратегии и тактики помощи дезадаптированным детям и т.д.;