Профилактика
Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы:
1) расслабление мышц и расширение сосудов;
2) сюжетное воображение;
3) самопрограммирование;
4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном.
Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.
Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу применяем на занятиях с детьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения (Приложение В).
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.
Исследователем Холтом полученные данные свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева».
Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.
Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной.
Как правило, для педагогов ДОУ не представляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности, но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности по проективной методике «Кактус» или воспользоваться анкетой, разработанной американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача.
- Коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста
- Часть 1. Упражнение «Попугай».
- Часть 2. Дети садятся на ковер и слушают рассказ ведущего.
- Часть 3. Этюд «Игра с песком».
- Часть 1. Упражнение «Животные».
- Часть 2. Игра «Живые руки».
- Часть 3. Саморасслабление «Волшебный сон».
- Часть 1. Актуализация в персонаже темного начала.
- Часть 2. Актуализация светлого начала в персонаже.
- Часть 3. Упражнение «Выпекание пряничной куколки».
- Часть 1. Актуализация у персонажа темного начала. Ведущий вводит детей в сказку, где они встречаются с Волком.
- Часть 2. Актуализация у персонажа светлого начал.
- Часть 3. Игра «Иван-Царевич и Серый Волк».
- Часть 1. Характеристика положительных черт героини.
- Часть 2. Характеристика отрицательных черт героини.
- Часть 3. Игра «Узнай по голосу».
- Часть 1. Упражнение «Забавные человечки».
- Часть 2. Работа с текстом.
- Часть 3. Этюд «На берегу моря».
- Часть 1. Упражнение «а-а-ах».
- Часть 3. Упражнение «я очень хороший – ты очень хороший».
- Часть 1. Игра «Путаница».
- Часть 2. Упражнение «я взрослый».
- Часть 3. Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь».
- Профилактика
- Диагностика
- Просвещение