logo search
Voprosy_20-29

23. Психологическая характеристика диагностической деятельности педагога

Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Преимущество диагностики, проводимой педагогом, в сравнении, например, с работой школьного психолога, в том, что у педагога шире возможности для наблюдения за учащимися (на уроке, на перемене, во время внеучебной работы и в другой неформальной обстановке). Кроме того, у педагога имеется возможность сопоставлять результаты первичной диагностики с ежедневными наблюдениями за ребенком. Дети чаще доверяют учителям, чем специальным психологам, поэтому их высказывания более откровенны. Вместе с тем включенность педагогов в систему взаимоотношений со школьниками создает предпосылки для излишне эмоциональных, субъективных оценок, необоснованных суждений.

В качестве объекта диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.

В качестве предмета диагностической деятельности педагога можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причинно-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования (обучаемых или воспитанников, а также их родителей и педагогов). Иначе говоря, предмет диагностики - это состояния, свойства, характеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога. В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи.

Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

В соотношении с диагностической целью задача конкретизирует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели. В число диагностических задач входят: - выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений; определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним; выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса; оценка эффективности определенных действий педагога; изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.

Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежуточных результатов по этапам работы (подведение итогов отдельного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведение) для определения оптимальных форм педагогической помощи ребенку.

 Диагностическая  работа — одно из наиболее распростра­ненных и разработанных направлений  деятельности  психо­лога в школе. Именно это направление дало на­чало практической деятельности психологов системы обра­зования. Так, еще на рубеже XIX и XX веков историческим работами А. Бине и Т. Симона были предприняты попытки создания  диагностических  средств с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей, от детей с аномалиями развития. Именно появление тестов оценки интеллектуального развития способствовало зарождению и проникновению тестирования в образователь­ные учреждения всего мира с последующим распростране­нием на сферу общих и специальных способностей, дости­жений, эмоционально-личностных особенностей и др.

Диагностическая  работа педагога в школе преследует решение следующих задач:

- составление социально-психологического портрета школьника;

- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и пси­хическом самочувствии;

- выбор средств и форм  психологического  сопровожде­ния школьников в соответствии с присущими им осо­бенностями обучения и общения.

Из форм организации  диагностической  работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называе­мое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» де­тей в отношении измеряемых  характеристик . Например, изучение готовности будущих первоклассни­ков к обучению в школе, отслеживание динамики адапта­ции первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма  диагностической  работы является плановой и про­водится в соответствии с графиком работы психолога с каж­дой из параллелей начальной школы.

2. Углубленное психодиагностическое обследование — используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования  педагогов  и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возмож­ных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное психодиагностическое обследование — применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры  диагностической  работы соответ­ствуют разделам  психологического  паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психиче­ских процессов, эмоционально-волевых особенностей, меж­личностных отношений в классном и школьном коллекти­вах. При проведении  диагностических  процедур использу­ются типовые  психологические  методики, адаптированные к условиям данной школы.

Диагностика — важнейший компонент социальной техноло­гии (цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ). Алгоритм процедур типовой технологии пред­полагает: ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение пред­мета диагностики, выбор основных показателей или критериев; измерение и анализ показателей; формулирование и оформление выводов, заключение, по­становку социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики лич­ности необходимо: выявление специфических социальных качеств, особеннос­тей развития и поведения; уточнение социальной ситуации развития; определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением че­ловека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникатив­ные способности, психологическая совместимость и т.п.); ранжирование, описание диагностируемых особенностей кли­ента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным  педагогом , — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.

Реализуя  диагностическую  функцию,  педагог  ру­ководствуется в своей  деятельности  следующими требованиями:

- соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный  диагностический  инструмента­рий, непосредственно получить данные и провести их отбор, пе­реработать и интерпретировать данные (статистическая обработ­ка и качественный анализ), установить диагноз, составить про­гноз развития ситуации и определить содержание социально-пе­дагогической  деятельност и (особенности социально-педагогиче­ской деятельности) с конкретным подопечным;

- соблюдать этические нормы;

- защищать интересы учащихся: соблюдать принцип доброволь­ности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предо­ставляя ему возможность некоторой корректировки этих резуль­татов, а также в собственно педагогических целях;

- обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки ис­пользуемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не до­пускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).