2.1. Ощущения и восприятие.
Психофизиологическая основа познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Внимание и память. Мышление и воображение. Речь Простейшие психические процессы. Виды ощущений. Физические основы ощущений. Естественные фоновые поля и виды излучений живого организма человека как основа ощущений, психофизиологического состояния.
Труды И.П.Павлова: «Двадцатилетний опыт». Пороги ощущений: абсолютный и разностный. Профессиональная деятельность и разностный порог ощущений. Свойства ощущений. Адаптация, сенсибилизация и контраст ощущений. Специфика и роль ощущений в креативных процессах.
Ощущение и восприятие как основа психических процессов высшего порядка. Вклад отечественных физиологов в понимание структуры когнитивных процессов.
Ощущение - это простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств и явлений окружающего мира, которые через органы чувств (рецепторы) воздействуют не мозг человека.
Виды ощущений – зрение (90% информации), слух (9% информации), осязание (1% информации), обоняние (у первобытных – ведущее чувство), вкус, ощущение температуры, ощущение состояния электро-магнитного и гравитационного полей, ощущение времени – социальное ощущение.
Абсолютный (нижний) порог ощущений - минимальная величина раздражителя, при котором возникает ощущение. Верхний порог – ощущения исчезают вследствие перегрузки рецепторов.
Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в возбуждение.
Разностный порог ощущений – минимальное изменение интенсивности раздражителя, дающее новое ощущение. В творческом процессе происходит уменьшение разностных порогов, достигаемое тренировкой зрения (сто оттенков черного), слуха (абсолютный слух), вестибулярного аппарата.
Органы чувств – единственный непосредственный источник информации об окружающем мире, дающий субъективный образ реальности. Объективный образ реальности может быть составлен человеком только на основе фиксированных шкал пространства, времени, световых и звуковых волн.
И.П.Павлов описал работу анализатора – анатомо-физиологического аппарата нервной системы, специализированного для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Анализатор состоит из трех частей:
1 Периферический отдел или рецептор (органы чувств) специализирован для восприятия определенных раздражителей. Сами органы чувств выработаны эволюцией в процессе приспособления к условиям внешней биологической и техногенной среды.
2. Чувствительные нервы – центростремительный (афферентный): импульсы от рецепторов передаются в центральный отдел анализатора, и центробежный (эфферентный): из центрального отдела анализатора импульс идет к периферической нервной системе, управляющей мышцами.
3. Специализированный отдел (участок) коры головного мозга, в подкорковых и корковых отделах происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
В психологии конца XIX – начала XX века считалось, что получение ощущений – пассивный процесс (рецепторная теория ощущений), но современная рефлекторная теория ощущений утверждает, что ощущения –активный процесс, для которого необходимы реакции вегетативной системы (сужение сосудов), мышечные реакции (сокращения мыщц). Более сложные ощущения вообще невозможны без активных целенаправленных действий (М.В. Ломоносов открыл наличие атмосферы у Венеры в момент ее прохождения по диску Солнца).
Необходимость компенсации отдельных сенсорных дефектов и специфические требования профессиональной деятельности вызывают сенсибилизацию - обострение чувства восприятия, пороги чувствительности снижаются, а диапазон их расширяется.
Свойства ощущений.
Качество – специфика ощущений: шкала звуковых частот и обертонов (скрипка Страдивари и синтезатор) порождают особое качество воспринимаемых звуков, цвета дают свои спектры теплоты, насыщенности, яркости. Контрастности – разное качество изображения.
Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (Степа Лиходеев не определил после пьянки в брюках он или нет).
Длительность – определяется силой действующего раздражителя, функциональным состоянием рецептора и временем действия.
Пространственная локализация раздражителя – внутри организма локализовано или разлито, снаружи, на расстоянии, отсюда берет начало специализация рецепторов.
Классификация ощущений.
Интерорецепторы – фиксируют органические ощущения внутреннего состоянии человека, расположены во внутренних органах.
Проприорецепторы – фиксируют кинестетические ощущения положения частей тела в пространстве.
Экстерорецепторы – фиксируют ощущения, связанные с состоянием внешней среды (звук, свет, тепло, запах, форма, объем), контактные и дистантные.
Синестезия – взаимодействие ощущений различной модальности (цветное зрение, образный слух).
Две основные формы изменений чувствительности: адаптация (повышение или понижение чувствительности) зависит от условий внешней среды; сенсибилизация или повышение чувствительности – зависит от состояния организма.
Контраст ощущений вызывает адаптацию (в темноте глаза привыкают к отсутствию света).
Утрата и восстановление способности ощущать.
Беркутов А.М. и др. «Фундаментальные основы комплексной хрономагнитотерапии». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №7, 2003.
«Комплексная хрономагнитотерапия – высокая медицинская технология воздействия на организм человека заданными сложными динамическими магнитными полями низкой частоты и малой интенсивности с целью диагностики, активации, восстановления и лечения.
Именно комплексная магнитотерапия по сравнению с другими методами имеет самый многомерный вектор биотропного, энергоинформационного воздействия, включающего временные, частотные, амплитудные, пространственные, скоростные, фазовые и другие компоненты, определяющие пространство состояний магнитотерапевтической среды…
Синхронное соответствие биопроцессов в организме является фундаментальной основой жизни проявляется в виде иерархически выстроенных систем всевозможных биоритмов».
Сердечно сосудистая система – 0,04- 0,15 Гц
Вены 0,04-0,08 Гц
Сердце 10-15 Гц
Капилляры 0,8-3 Гц
Пульс 0,5-3 Гц
ЦНС 0,3 – 100 ГГц
ПНС 50 Гц – 1 МГц
Дыхательная система 0,1-5 Гц
Клеточные мембраны 1МГц
Резонансная частота третичной структуры ДНК 40 ГГц
Гуляев Ю.В. «Физические поля и излучения человека: новые методы ранней медицинской диагностики». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №2, 2000.
Виды физических полей и излучений человека и их характерные величины.
ИК Инфракрасное тепловое излучение (на длинах волн 1-15 мкм из глубины кожи на 100 мкм) характеризует функционирование сети капиллярных потоков крови в коже, обеспечивающих терморегуляцию тела (достаточно мощное - 10 мВт на 1 кв. см кожи, около 100 Вт со всей поверхности тела).
СВЧ Сверхвысоких частот радиотепловое излучение несет информацию о динамике тепловых процессов внутри организма.
ЭП Электрическое поле а) отражает биоэлектрическую деятельность мозга, сердца, мускулов и внутренних органов; б) отражает трибоэлектическую нагрузку на имеющий высокое сопротивление слой эпидермиса, характеризует физиологическую сейсмику тела.
МП Магнитное поле отражает более непосредственно, чем электрическое биоэлектрическую деятельность внутренних органов, поскольку не экранируется электропроводящими тканями организма.
Хемилюминисценция в ближнем а) инфракрасном и б) оптическом диапазонах спектра – позволяет судить о насыщенности тканей кислородом, об антиоксидантном состоянии.
Акустическое излучение - различные виды шумов внутри органов: биение сердца, движение легких, перестальтика желудка, кишечника.
Акустотермальное излучение - характеризует перераспределение температуры внутри организма.
Восстановление биоритмов организма наиболее полноценно происходит в природной среде с естественными магнитными, тепловыми и прочими полями, которые настраивают приведенные выше параметры на оптимальный режим, в природной среде к организму человека возвращается способность получать более тонкие ощущения. Напротив, пребывание в техногенной среде с экстремальными параметрами разрушает биоритмы организма, что ведет к заболеваниям. Так из-за ультразвуковых сигналов подводных лодок на сушу в массовом количестве выбрасываются морские животные, такое же действие на людей оказывают высотные здания (с металлоконструкциями внутри, а само по себе пребывание высоко над землей или глубоко в шахте связано с изменением естественного поля гравитации, за пределами определенного значения которого биопроцессы нарушаются полностью).
Для творческой деятельности важно уметь поддерживать организм в состоянии «гармонии» биоритмов, сохранять обостренную чувствительность, соблюдать гигиену умственного труда, уметь восстанавливать психические и физические силы организма. Методики этих действий подробно разработаны в традиционных культурах (медитации, физические упражнения, особые режимы питания, психостимуляция (талисманы), минералотерапия, стремления к совершенству духа). Но каждый творческий человек скорее интуитивно определяет для себя необходимый индивидуальный набор подобных средств.
Восприятие как процесс организации и интерпретации стимулов.
Действие раздражителей - физический процесс.
Возбуждение проводящих нервов – физиологический процесс.
Ощущение как результат работа анализатора – психический процесс.
Восприятие – психологический процесс.
Восприятие - это психологический процесс отражения целостностных комплексов свойств предметов и явлений действительности. Это процесс формирования целостного образа окружающей действительности путем организации и интерпретации информации из внешнего мира, придание смысла образу и его элементам, не является простой суммой ощущений, но ощущения необходимы для восприятия.
Восприятие - это организация и интепретация результатов ощущений в едином осмысленном образе.
Свойства восприятия:
Предметность – соотнесение с конкретным объектом,
Целостность – в отличие от ощущений отражаются не отдельные свойства предмета, а весь предмет целиком,
Константность - постоянность оцениваемых свойств при наличии некоторого допуска отклонений,
Осмысленность – обобщение свойств предмета и отнесение его к определенному классу, присвоение ему символа, кода, знака,
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, люди разных профессий по разному воспринимают один и тот же объект,
Иллюзорность – искаженное восприятие по разным причинам. Причины искажения восприятия: физические (зависят от состояния среды: ложка в стакане воды), физиологические (зависят от состояния организма: горячее-холодное) и психологические (зависят от установок: ощущения времени, формы, цвета, расстояния).
Установка как фактор искажения восприятия. Тесты Роршаха: голодные люди видят в бесформенных кляксах еду, сытые – несъедобные объекты.
Восприятие протяженности, формы, объема, цвета, времени, температуры, звука. Искусство Оп-арта. Магический глаз.
Восприятие времени зависит от насыщенности и интересности событий. Использование особенностей восприятия в творческом процессе.
Восприятие и его закономерности. Факторы, искажающие восприятие. Бихевиоризм: понятие сознания было устранено.
Гештальтпсихология зародилась во Франкфурте-на-Майне в 1920 г.г., представители - Макс Вертгеймер (1880-1943 г.г.), Курт Коффка (1886-1941 г.г.) Вольфганг Келер (1887-1967). М.Вертгеймер в работе «Экспериментальное исследование видимого движения» обосновал концепцию фи-феномена: движение можно увидеть только при условии временного интервала между раздражителями, действующими на сетчатку глаза, это квантовое, целостное, неделимое явление. Сознание строится из кирпичей-ощущений и цемента-ассоциаций. Сознание – единственная психическая реальность. Восприятие является ведущим психическим процессом в развитии ребенка. Восприятие по принципу «фигура-фон» (Геттинген, Е.Рубин). Первичные целостные структуры – гештальты. Обучение не может ускорить процесс созревания и наоборот. Созревание гештальтов – главный процесс. Мгновенное, не зависящее от прошлого опыта субъекта переструктурирование гештальта Вольфганг Келер (1887-1967) назвал инсайтом (insight - усмотрение), то есть озарением. Это подчеркивало мгновенный, а не протяженный характер мышления (квантовый, скачками).
Специфика восприятия:
фигура-фон,
близость элементов позволяет объединять сходные элементы в общую фигуру,
«общая судьба» - движение элементов в одну сторону и с одной скоростью позволяет воспринимать их как нечто целое,
вхождение без остатка – все элементы должны быть учтены,
«хорошая» фигура, «замкнутость» (дизайнерские шрифты)
установка наблюдателя,
прошлый опыт.
Чувствительность глаза может увеличиваться в 20 млн. раз.
- 1. Психология как наука.
- Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка.
- 2.1. Ощущения и восприятие.
- 2.2. Внимание. Память.
- 2.3. Процессы мышления. Воображение
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
- 1. Структура личности.
- 3. Аналитическая теория личности к.Юнга
- 4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.
- 5. Когнитивная теория личности Дж. Келли
- 6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер). Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)