Законы детского развития сформированные л.С. Выготским
Закон формирования Высших психических функций (ВПФ)
ВПФ – по свойствам произвольные (управляемые), целенаправленные, осознаны, системны, исторически, культурны, искусственны.
По структуре – опосредованы, по происхождению – социальны
Закон неравномерности или гетерохронности детского развития
Каждая сторона психики ребенка имеет свои оптимальные периоды развития.
Законом гетерохронного развития связанна гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания. По Выготскому ВПФ образуют структуру сознания.
Ни одна функция не развивалась изолированно. Развитие каждой функции зависит от того в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так в раннем возрасте, в центре сознания находиться восприятие, в дошкольном возрасте – память,
в школьном (младший подростковый возраст) – мышление.
Все остальные процессы развивались в каждом возрасте под влиянием доминирующего в сознании функции.
Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщения или значения слов.
Закон метаморфозы в детском развитии
Развитие – есть цепь качественных изменений.
Ребенок – это не маленький взрослый, он обладает качественно иной психикой.
Закон цикличности в детском развитии
Развитие имеет сложную организацию во времени. Ритм его меняется. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Обучение – движущая сила психического развития
Развитие и обучение — это разные процессы.
Процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».
Обучение – это внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием.
Зона ближайшего развития (ЗБР) — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
ЗБР определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития».
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
ЗБР — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
«Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции.
Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
ЗБР — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уровней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития — составляет вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. ЗБР может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.
Лекция Ермолаевой М.В.
Проблема обучения и развития (По Выготскому)
Обучение – это движущая сила развития, это внутренне необходимое и всеобщий момент развития не природных, но исторических особенностей человека.
Обучение создает зону ближайшего развития (ЗБР) и побуждает внутренние процессы развиваться.
ЗБР – это расстояние между уровнем актуального и возможного развития. Она определяет потенцию ребенка.
Уровень актуального развития определяется теми достижениями, которые демонстрирует ребенок самостоятельно, не используя помощи взрослых.
Уровень потенциального (возможного) развития определяется теми достижениями, которые демонстрирует ребенку, используя помощь взрослых.
Теоретическое значение ЗБР в том, что она доказывала ведущую роль обучения в умственном развитии ребенка.
Обучение должно идти впереди развития и должно опираться не на созревание, а на созревающие функции, т.е. на ЗБР.
В ходе обучения ЗБР преобразуется в уровень актуального развития и создает свою ЗБР. А практическое развитие ЗБР заключается в том, что во всех видах нормативной психодиагностики Выготский предложил определять все три зоны.
В зарубежной психологии известны две т.зр. в обучении и развитии
- Проблема биологического и социального в структуре личности.
- Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
- Законы детского развития сформированные л.С. Выготским
- 1) По ж. Пиаже
- 2) Теории социального научения
- Проблема периодизации психического развития.
- Проблема источника условий и движущих сил психического развития
- Биогенетические концепции
- Социогенетический подход
- Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
- Ранний возраст – 1-3 лет
- Кризис 3-х лет – «я сам»
- Дошкольный возраст
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
- Кризис 7 лет
- Особенности развития
- Значение игры для развития дошкольника.
- Основные консультативные проблемы в работе с семьями дошкольника
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст
- Новообразования младшего школьного возраста
- Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- Подростковый возраст (10, 11 -15,16 лет)
- Кризис подросткового возраста
- Особенности развития подросткового возраста
- Становление личности в юношеском возрасте Подростковый Возраст (11-15 Лет)
- Переходный Период
- Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- Ранняя юность
- Поздняя юность.
- Ранняя Юность ( 15 – 17 Лет )
- Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.
- Зрелый возраст
- Старость
- 3 Вида старения: