logo search
Инфраструктура СПД_тезисы

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа

Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоя­нием общества, в котором они живут. Ограничение пра­ва жить и воспитываться в семье, зафиксированного в российском и международном законодательстве, обус­ловлено нестабильностью современного семейного обра­за жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличени­ем разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в са­мых комфортабельных и психологически щадящих усло­виях вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90% случаев к нарушениям его развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, стра­дают от психической и эмоциональной депривации, ис­пытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологи­ческого неблагополучия, находятся в социальной изоля­ции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педаго­гической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка, Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие есте­ственных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

Существующая практика призрения детей-сирот в России до настоящего времени представляет собой систему их го­сударственного содержания, сепарации от общества, что приводит к явлениям социальной депривации и мягких форм госпитализма у данной группы воспитанников.

Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напря­жение, тревожность, иногда вызывает агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексу­альные отклонения. Все это результат недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптиро­ванного человека.

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется опреде­ленный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обо­соблению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенно­сти без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на госу­дарственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте») отсутствуют ответственность и береж­ливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ро­весников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хро­ническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в по­стоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и за­мечаний.

Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привя­зываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознатель­ны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятель­ность.

Все внимание младших школьников сосредоточено на внутрен­ней жизни интерната, отношениях с учителями, они агрессивны, в своих бедах обвиняют всех, кроме себя. Они не могут самостоя­тельно планировать и контролировать свои действия.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с од­ной и той же группой сверстников, что создает приятельские, бли­же к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнако­мыми людьми. Они напряженны со взрослыми, демонстрируют по­требительское к ним отношение, постоянно требуют решения сво­их проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем млад­шие школьники в интернате стремятся быть послушными, дис­циплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано по­требностью признания их взрослыми.

Воспитанники уходят из интерната в подростковом возрасте. Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезнен­но переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.

80% детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей отно­сительно здоровы1.

Большинство детей-сирот не ориентируются в своем будущем. Так, только 41,7% подростков (V—VIII классы) имеют профессиональный интерес, 37,5% не представляют своего будущего, у 21% слабое о нем представление.

В этой ситуации детские дома и школы-интернаты при­званы выполнять не только образовательно-воспитатель­ные функции. Они способствуют нормальной социализа­ции личности, ее полноценному развитию, компенсиру­ют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанни­ков и выпускников. Соответственно в этой деятельности определенную роль играет социальный педагог учрежде­ния интернатного типа, который должен глубоко разби­раться в психологических особенностях детей и подрост­ков. Его функции в специфических условиях приобрета­ют более целенаправленный характер.